Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Еще раз об обязанностях авиаперевозчика и правах пассажира

08:07, 14 июля 2008

В RATA-news обратился сотрудник турагентства из Хабаровска с просьбой проконсультировать по вопросу отмены рейсов на внутренних авиалиниях и возникающих в связи с этим обязанностях авиаперевозчика. Он привел конкретный пример, когда авиакомпания отменила рейс Москва - Хабаровск от 30 июня и перенесла его на 1 июля. Отмена не была связана ни с погодой, ни с техническими проблемами, а только с экономической целесообразностью. Такие случаи, как сообщает наш читатель, в Хабаровске не редкость, при этом в системах бронирования расписание не меняется. В результате нарушаются стыковки с другими рейсами, туристы опаздывают на запланированные мероприятия.

Например, из-за отмены вылета в Москву клиенты турфирмы, в которой работает читатель, не успели на стыковочный рейс Тель Авив - Москва. Туристы были вынуждены провести в Москве незапланированые сутки. Обязана ли в таком случае авиакомпания предоставить пассажиру гостиницу на время ожидания? Подходит ли пункт 99 новых Федеральных авиационных правил под этот пример?

«За последние три недели из-за задержки и переноса рейсов только у нашего агентства пострадали три группы туристов. Одни, например, не успели в Москву на церемонию награждения, цена каждого билета около 2000 руб., – пишет читатель. – Другие не успели на стыковочный рейс Москва – Одесса и в результате возврата билетов потеряли по 6000 руб. с человека. Присутствует ли здесь вина авиакомпании и возможно ли возмещение затрат туристов?»

По просьбе RATA-news на эти вопросы отвечает член Правовой комиссии Российского союза туриндустрии, генеральный директор юридического агентства «Визит» Анна Гладун.

Согласно статье 103 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, указанные в билете. Необходимо помнить, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов. При этом причина задержки должна быть документально подтверждена.

При задержке или отмене рейса, в соответствии с пунктом 99 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», перевозчик обязан организовать для пассажиров следующие бесплатные услуги:

- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;

- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;

- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

- организация хранения багажа.

Статья 120 Воздушного кодекса устанавливает ответственность за просрочку доставки пассажира, багажа в пункт назначения. Перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Однако это не лишает туриста права – в соответствии с п. 5 ст. 20 закона «О защите прав потребителей» – требовать с перевозчика еще и неустойку в размере 3% цены перевозки за каждый день (час, если срок определен в часах). Но сумма неустойки не может превышать цену билета.

В случае если по вине перевозчика турист несет убытки – не попадает на стыковочные рейсы, за свой счет оплачивает гостиницы, вынужден купить новый авиабилет и пр., он может потребовать возмещения за счет перевозчика, но только по решению суда. Сложность рассмотрения подобных дел заключается еще и в том, что, согласно ст. 30 Гражданско-процессуального кодекса РФ, иски к авиакомпаниям предъявляются по месту регистрации перевозчика. То есть, если авиакомпания зарегистрирована не в том городе, где живет истец, подать в суд по месту жительства, даже если там зарегистрировано представительство авиакомпании, он не может.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно