Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Израиль оправдывает и хорошие ожидания, и не очень

00:00, 1 января 2009

Больше двух лет назад было опубликовано наше последнее интервью об Израиле с генеральным директором компании «Социум-Тур» Олегом Драгунским (фото). С тех пор многое изменилось и на этом направлении, и на туристическом рынке. И визы отменили, и военные действия в Газе были, и финансовый кризис грянул, и финансовые гарантии ввели, а теперь еще и их размер увеличили. Сказались ли все эти события на бизнесе туроператора по Израилю – вопрос, конечно, риторический. А вот как сказались – об этом мы сегодня и беседуем.

- Олег, предлагаю начать с отмены виз в Израиль. Оправдались ли в связи с этим Ваши ожидания?

- Оправдались в полной мере, причем и хорошие ожидания, и не очень. После отмены визового режима спрос на туры в Израиль увеличился в два-три раза, срок оформления поездки сократился – казалось бы, идеальные условия для работы. Но вот тут-то мы и столкнулись с тем, о чем перед отменой виз предупреждали опытные операторы этого направления: резко увеличилось число отказов при бронировании мест в отелях - сказалась слабая гостиничная база израильских курортов. Увеличилось время бронирования, у израильских турфирм банально не хватало сотрудников, чтобы справиться с увеличением количества заявок. Более того, появился острый дефицит русскоязычных гидов, из-за этого порой приходилось отказывать даже VIP-клиентам. Естественно, в этих условиях сработал закон рынка: дефицит привел к росту цен и на наземное обслуживание, и на авиаперевозку. А потом, в конце декабря 2008 года, удар по туризму в Израиль нанесла военная операция в Газе. И нельзя сказать, что туристы не поехали в тот период в страну, у нас был всего один случай отказа от тура – все понимали, что эта операция не затрагивает основные туристические зоны Израиля. Однако спрос замер, заказов на январь и февраль практически не стало. И тут грянул так называемый кризис.

- А почему «так называемый»?

Продолжение

- Думаю, о кризисе можно было говорить первые несколько месяцев, может быть, первые полгода. А сейчас, на мой взгляд, это уже новое состояние нашей экономики. И необходимо просто это учитывать и работать. Не случайно в некоторых компаниях, в том числе и туристических, слово «кризис» употреблять запрещено.

- Интересная идея. Однако вернемся к Израилю. Каково сейчас состояние рынка на этом направлении?

- Здесь все, увы, без чудес. Потенциальный спрос на Израиль, по нашим оценкам, упал примерно на 40-50% по сравнению с осенью 2008 года. Правда, реальные покупки туров сократились поменьше, процентов на 20-30. Почему так? Да просто, как я уже говорил, прошлой осенью многим туристам приходилось отказывать в поездке из-за нехватки отелей. не все заявки могли быть удовлетворены, А сейчас, когда турпоток снизился, многие гостиницы Израиля и цены снижают, некоторые на 20-30%, и подтверждают номера буквально за считанные часы, так что удовлетворяем все заявки практически в режиме on-line.

- А вот недавно было опубликовано, что число туристов из России в Израиль выросло в апреле на 4%, а в мае на 10% по сравнению с этими же месяцами прошлого года.

- Очень хотелось бы узнать, как получаются эти цифры. Не следует забывать, что в Израиль - и обратно в Россию - очень часто едут люди с двумя гражданствами. Интересно, в стаитсике они проходят как израильтяне или как россияне? А таких сейчас – не один десяток тысяч. Далее, в статистику зачастую включают так называемых «однодневных» туристов, посетивших Израиль на одни сутки - либо из Шарм-эль-Шейха, либо прилетевших из Турции. И, самое главное, база для сравнения выбрана, на наш взгляд, не совсем корректно, ведь весной 2008 года еще действовал визовый режим между Россией и Израилем.

- Понятно, сейчас все не очень. А каковы, по-Вашему, перспективы?

- Надеемся на лучшее. Мы начали подготовку к осеннему сезону: определяем программы, на которые будем делать упор при продажах, реконструируем некоторые разделы нашего сайта, совершенствуем работу с турагентами. И даже готовимся к возможному сверхнаплыву туристов: с нашими израильскими партнерами тестируем систему оn-line бронирования.

- А как «сверхнаплыв» туристов переживет гостиничная база Израиля? Что-то изменилось?

- Гостиницы строятся, да и то небольшими темпами, только в Тель-Авиве: два-три новых отеля в год. В остальных же местах, в лучшем случае, все остается по-прежнему, а на средиземноморском курорте Натания число гостиниц заметно уменьшилось. Только в этом году перестали существовать в качестве отелей Metropol Grand и Grand Yahalom. Всего в Натании сегодня можно предложить туристам 11-12 отелей. Как Вы понимаете, в случае повышенного спроса никакое оn-line бронирование не поможет.

- Еще Вы упоминали дефицит русскоязычных гидов.

- С гидами вопрос потихоньку, но решается: в Израиле были организованы краткосрочные курсы и, думаю, вопрос в будущем не будет стоять так остро.

- В заключение не могу не спросить, как скажется на вашей работе введение новой шкалы фингарантий?

- В случае необходимости доплачивать за обеспечение фингарантий будем изыскивать дополнительные средства и, естественно, в чем-то себя ужимать. Хотя я не считаю, что введение новых фингарантий означает автоматическую доплату страховым компаниям. RATA-news неоднократно писала, что суммы, выплаченные туристам в качестве возмещения ущерба, не превышают 10% от суммарного объема средств, собранных страховщиками за обеспечение финансовой ответственности туроператоров. Неплохая норма прибыли получается. Следовательно, Росстрахнадзор вполне может снизить минимальный тариф отчислений с существующих 0,96% от суммы фингарантий до вполне реальных, на мой взгляд, 0,25-0,3%. Думаю, что в решении этого вопроса понадобится «помощь» как со стороны общественных туристических организаций, так и ряда ведомств и правительственных органов. И ведь РСТ не окажется в стороне, не так ли?

Обсудить в telegram

вам может быть интересно