Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Сергей Ромашкин: «Всё, что нас не убивает, делает инвалидами»

06:51, 14 сентября 2021

На прошедшей в Москве выставке «Отдых» много говорили о том, какие возможности для развития внутреннего туризма принесла пандемия. Тем неожиданнее стало выступление генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина на сессии туроператоров «Новые возможности в туризме и откуда они берутся?».


По мнению эксперта, пандемия деформировала рынок внутреннего туризма, и его ждет серьезный спад сразу после открытия границ: «Много раз на подобных форумах, обсуждениях говорили, что кризис – это время возможностей. Но я разочарован этим кризисом: мы не обнаружили для себя никаких новых возможностей. Есть известное выражение: всё, что нас не убивает, делает сильнее. Думаю, в нашем случае уместнее сказать: всё, что нас не убивает, делает инвалидами. Туристический рынок серьезно деформировался. Это касается и выездного туризма, и въездного, которого сейчас нет, и внутреннего тоже».

Эксперт подчеркнул, что туроператорам по внутреннему туризму грех жаловаться на финансовые результаты, если сравнивать с «выездными» коллегами: «2020 год мы закончили с падением в 30% к 2019. К концу этого года превзойдем 2019-й на 20-25% – таков мой прогноз. Мы в росте, это хорошо, но потери тоже велики».

По словам г-на Ромашкина, изменения спроса, связанные с коронавирусными ограничениями в регионах, деформировали структуру работы компании. Требование тестов и прививок при заселении в отели Краснодарского края очень быстро привело к массовым аннуляциям туров. «У нас полкомпании работали с туристами, которые были настроены очень негативно, мы испортили отношения со множеством клиентов и не по своей вине. Мы честно пытались делать свою работу, от нас эти ограничения не зависели. Было особенно грустно, когда губернаторы принимали решение вечером в пятницу и ограничения вступали в силу, когда туристы находились уже в дороге и не могли в поезде сдать ПЦР-тест. Огромная волатильность, волны спроса и аннуляций нас сильно измотали. В середине июня, когда Краснодарский край ввел ограничительные меры на июль и август, одновременно случились наводнения в Крыму и Анапе плюс открытие Турции, спрос у нас упал за неделю в три раза», – рассказал эксперт.

Кроме того, деформировался ассортимент туров. До пандемии, в 2018-2019 годах, «Дельфин» пляжные туры составляли только 50% продаж. Остальные приходились на экскурсионные поездки, лечебные, медицинский туризм. «В отдельные месяцы этого года пляжный туризм составлял до 80% всех проданных туров. Туристы хотели либо пляж, либо ничего. Причина понятна – спрос получил мощную подпитку со стороны «зарубежных» туристов, которые готовы были поменять пляжи Коста-Бравы на Имеретинку и Адлер. А люди, которые хотели в Париж, не стали менять его ни на Нижний Новгород, ни даже на Москву или Петербург. Париж невозможно заменить. Соответственно экскурсионный туризм не получил ничего от закрытых границ», – говорит Сергей Ромашкин.

Эксперт отметил еще и ценовую деформацию рынка: «Высокий спрос на пляжный отдых в первой половине сезона привел к значительному росту цен на курортах Крыма и Краснодарского края. Некоторые популярные отели подорожали на 30-50% к уровню 2019 года, это перебор. Среднее удорожание - около 20%. О разумном соотношении цена/качество уже никто не вспоминает. Продать эти отели в 2022 году по таким ценам - невозможно. Так что нас ждет коррекция не только спроса, но и цен».

Он прогнозирует серьезный спад внутреннего туризма после открытия границ. «Если наших «выездных» коллег, когда рано или поздно границы откроются, ждет какой-то восстановительный рост, то нас – совершенно естественный спад. У нас нет иллюзий по поводу того, что нынешний взрыв спроса вызван внезапным интересом наших туристов к России: это вынужденный перенос поездок. Мы это уже наблюдали в 2016 году: когда год не было Турции, а потом она открылась, от нашего прироста ничего не осталось, спад внутреннего туризма составил около 25%. Соответственно мы имеем дело не с естественным органическим ростом, а с деформированным», – отметил г-н Ромашкин.

Для компании проблема в том, что непонятно, можно ли нанимать сотрудников или надо уже их увольнять, так как неясно, каким будет спад, где будут новые уровни равновесного, стабильного, недеформированного рынка. Планирование стало очень затруднительным даже на короткие периоды, не говоря уже о том, чтобы развивать проекты на год-два. «Мы приостановили всю разработку, основательно сократили маркетинг, потому что его возможности стали несопоставимы с колебаниями спроса. В прошлые годы мы ставили задачу маркетологам – давайте поднимем продажи за год на 10-15%, и они над этим работали. Сейчас никакой маркетинг не удержит падение спроса в два-три раза, как бы ребята ни старались. Вот такая перспектива», – рассказал гендиректор «Дельфина».

Отвечая на вопрос о том, станет ли хотя бы часть туристов, которые сейчас отдыхают в России, возвратными, г-н Ромашкин предположил, что если и станет, то не сразу: «С одной стороны, туристы устали от закрытых границ и при первой возможности поедут за рубеж. У многих перенесенные туры, авиабилеты. Если все откроется в начале 2022 года, в первый год падение на внутреннем рынке будет очень сильным. Думаю, рекламная кампания, которую Россия невольно провела для наших потенциальных туристов, скажется в последующие годы».

Вместе с тем, несмотря на негативный прогноз, надо признать, что программа кэшбэка серьезно помогала туроператором весь год и, скорее всего, будет помогать и дальше. «Все-таки те деньги, которые государство тратит – можно считать, что это средства на рекламу наши внутренних направлений. В лучшие месяцы 15-20% туров продавались с кэшбэком, и это очень весомая добавка к нашим продажам. Можно ее корректировать, менять сроки, параметры, но, безусловно, это важная мера поддержки для операторов по внутреннему туризму», – подытожил эксперт.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно