Тревелпорт

«Из авиакомпаний высосали все, что можно»

Президент торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» Евгений Островский в интервью «Коммерсанту» рассказал о ситуации с ценами на авиатопливо в России.

- Произошли ли изменения на рынке авиатоплива в этом году? Как вы их оцениваете?

- Могу только с сожалением констатировать, что продолжается монополизация рынка нефтяными госкомпаниями - как в оптовом звене, так и в розничном. Так, например, сейчас стал популярен тезис о целесообразности прямых контрактов нефтяных компаний с авиаперевозчиками. Но следует понимать, что это беда для авиакомпании. Единственное, что заставляет нефтяников в отсутствие конкуренции снизить цену для потребителя, - это указание сверху. Обратите внимание, о монополизации рынка мы говорим уже четыре года, но популярной эта тема стала только этим летом, когда в Москве цены на керосин стали выше, чем во Франкфурте, и это попало на глаза высокому начальству. «Надо бы снизить цены», - сказало начальство. И они пошли снижаться.

Россия сама производит, сама потребляет топливо и логистически оторвана от остального мира. Так почему здесь ценообразование зависит от европейского рынка? Это загадка. Единственное объяснение - отсутствие другого индикатора для определения цены. Казалось бы, сейчас создали нефтепродуктовую биржу в Петербурге. Но опять незадача: один из высоких государственных чиновников уже заявил о том, что сейчас, мол, государство думает над методами стимулирования продавцов и покупателей выходить на биржу. Как это может быть? При нормальных рыночных отношениях люди идут сами на биржу, в первую очередь потому, что там проще продать свой продукт. У наших же нефтяных компаний нет этой задачи, поскольку они продадут свою продукцию в любом случае и без всякой биржи. Таким образом, мы в очередной раз сделали лишь имитацию внешних западных атрибутов.

- В аэропортах стали появляться альтернативные топливно-заправочные комплексы (ТЗК). Может ли это решить проблему?

- Не в этом дело. Например, «Газпром нефть» заявила о строительстве альтернативного ТПЗ в Шереметьево. Но необходимо понимать, что наличие двух госкомпаний, которые имеют нерыночное ценообразование, не является конкуренцией и даже ее подобием, поскольку нет главного условия рыночных отношений - свободного доступа к продажам. Это чиновничьи игры планово-распределительного характера, которые к рынку никакого отношения не имеют. Все это приводит к высоким ценам и низкому сервису для авиакомпаний, поскольку госкомпании при наличии монопольных преференций не надо бороться за потребителя. Кроме прочего, это ведет к остановке развития: в отсутствие конкурентов нет нужды вкладываться в модернизацию производства.

- Так или иначе, стоимость керосина сейчас падает. Может ли это спасти рынок авиаперевозок?

- На бизнесе авиакомпаний это не сильно скажется, потому что высокий сезон уже закончился. Перевозчики летом зарабатывают себе некоторый «жирок», чтобы нормально отработать зиму, когда пассажиропоток естественным образом снижается из-за отсутствия массовых поездок туристов и отпускников. А этим летом из авиакомпаний высосали все что можно, у них нет запасов, а пассажиропоток уже пошел вниз. Более того, при таких ценах на билеты спрос также снижается, что дополнительно уменьшает доходы авиакомпаний. Вариант пройти зиму без этого «жирка» для них, по сути, один - кредитоваться. Но сейчас в связи с кризисом ликвидности банки кредитов не выдают. Поэтому я не исключаю, что уже к концу октября еще несколько авиакомпаний последуют примеру AiRUnion.

  • Еще материалы этой рубрики