Зачем промышленные предприятия пускают к себе туристов
Промышленный туризм в России уже охватил широкий спектр предприятий, каждое из которых подошло к новому делу со своей мотивацией. Для кого-то это непосредственно продажи, для кого-то реклама и репутация, а где-то только социальный контекст и привлечение школьников в профессию. В рамках профильной сессии на выставке «Интурмаркет.Осень», которая проходит в Ялте, представители регионов поделились своим опытом приема «промышленных» туристов.
Руководитель центра маркетинга и продвижения регионального Агентства по туризму и деловым коммуникациям Елена Карасева рассказала, что принимать туристов начали пять виноделен, сыроварня «Де Волан», производитель сельхозтехники «Ростсельмаш», изготовить теплового оборудования «Лемакс», производитель органической сельхозпродукции «Био-Хутор Петровский», а также «Семикаракорская керамика». Это очень разные компании, но каждая из них так или иначе тратит деньги, чтобы себя позиционировать.
«Когда мы объясняли предприятиям, зачем им промтуризм, то начинали разговор именно с этого тезиса: турист, который приходит на экскурсию, видит сразу все производство, не читая никаких буклетов. Конверсия такова, что каждый довольный гость расскажет о вас знакомым, увезет информацию в свой регион. Это намного больше, чем участие в какой-то выставке дважды в год. Более того, люди начинают вам больше доверять. Есть преимущества и для внутренней кухни предприятия. Когда вы готовьтесь принять группу школьников, то лишний раз подумаете о безопасности на производстве», – перечисляет Елена Карасева. По ее наблюдениям, как только винодельни увидели, что к ним едут туристы, даже в небольших заведениях стали оборудовать для них отдельные туалеты.
Посещаемость предприятий в Ростовской области в этом году выросла на 60%. Увеличение продаж в магазинах – 30-40%. «Предприятия начали сравнивать свои объемы реализации по дням, когда не было туристов и когда приходила группа. На винодельнях продажи увеличивают даже самостоятельные гости, которые мимоходом заезжают на экскурсию. Средний чек туристов увеличился на 15%. Могу сказать, что 300 человек приносят одной винодельне 800 тысяч рублей выручки», – делится достижениями г-жа Карасева.
На челябинских предприятиях посчитать прямую прибыль от работы с туристами не получится. Как признался начальник отдела перспективного развития Магнитогорского металлургического комбината Николай Звягин, в их случае экскурсии имеют другую цель.
«Для нас это социальный и профориентационный проект, не маркетинг и не продажи. Изначально мы хотели показать, что современные технологии существуют не где-то за границей, а буквально на расстоянии вытянутой руки. Уже сейчас мы стараемся расширить проект. До конца ноября запустим маршрут для маломобильных туристов, развиваем свой Центр компетенций, где концентрируются лучшие практики промышленного туризма, что позволяет нам общаться и обмениваться опытом в своей среде. Кроме того, готовим совместный турпродукт с нашими горнолыжными курортами, чтобы у туристов было чем разнообразить отдых и катание», – говорит г-н Звягин.
С момента запуска этого проекта в 2018 году Магнитогорский металлургический комбинат посетило более 23 тысяч человек, из которых 6 тысяч – дети.
Заместитель директора Агентства по туризму Кузбасса Валерия Долгова поделилась, что для предприятий региона развитие туризма – это не продажи, а прежде всего имидж. «Мы активно работаем именно на продвижение. Наши предприятия теперь участвуют в туристических выставках, а туроператоры включают их в турпродукт. К нам приезжает пресса и блогеры, о промышленности пишут туристические издания. Все то, что предприятие могло презентовать на своих профильных выставках, мы озвучиваем на более широкую аудиторию», – объясняет г-жа Долгова.
Кузбасс ассоциируется с тяжелой промышленностью, но открыть ее людям оказалось не так просто. Тем не менее, две отрасли нашли точки соприкосновения, и за год в Кемерове появились экскурсионные программы. По словам г-жи Долговой, в этом году с промышленностью познакомились 2000 туристов, и до Нового года эта цифра еще возрастет на 600 человек.
Посетителей впечатляет, когда на угольном предприятии, к примеру, для них специально пригоняют «БелАЗ», чтобы они могли оценить масштаб этой техники и самого угольного разреза. Не остаются гости и без сувениров: предприятия специально создают продукцию, которую дарят туристам.
Наталья Рудакова, специально для RATA-news