Тревелпорт

Лишний повод съездить в Петербург

Новой фишкой зимнего Петербурга должна стать Масленица. Масленичная идея вызывает споры среди участников рынка, но они сходятся в одном – в то время как белые ночи в раскрутке не нуждаются, в низкий сезон Петербургу необходима маркетинговая поддержка в виде интересных туристических событий. Они не только привлекают новых путешественников, но и создают поводы посетить город для тех, кто уже однажды побывал в Петербурге.

С точки зрения вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, новогодние мероприятия на Дворцовой площади «на протяжении последних двух лет дали серьезный толчок развитию зимнего туризма». По данным РСТ, в новогодний период в Петербурге загрузка гостиниц вырастает на 10-15%. Но после 10-дневного празднования в России надолго наступает затишье и период всеобщей экономии. В итоге РСТ предложил во время низкого сезона отмечать в Петербурге Масленицу, этот «русский карнавал». Ведь именно в столице Российской империи со времен Петра I праздничные мероприятия проходили наиболее широко и привлекали огромное количество участников.

Инициативу РСТ поддержали губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и члены комитета по законодательству городского парламента. В итоге Масленица уже со следующего года станет официальным городским праздником. Кстати, бюджет на проведение праздничных мероприятий в будущем году увеличен на 5% по сравнению с этим годом – до 345,6 млн. рублей.

Сергей Корнеев уверен, что событийный туризм – модный тренд, причем интерес к этому виду отдыха легко объясняется с точки зрения психологии. «Ведь туристы – в хорошем смысле зеваки, – рассуждает г-н Корнеев. – Им важно рассказать что-то по возвращении. Почему люди приходят на салюты? По той же причине.­ Мало того, кто-то увидит событие по телевидению и приедет на будущий год». Так, по словам Сергея Корнеева, на следующий год после 300-летия в Петербург приехало на 25% больше туристов.

В РСТ считают, что любой праздник можно раскрутить за три года: первый год – пробный, во второй за проведением мероприятия наблюдают профессионалы из туристического и гостиничного бизнесов, а на третий можно ждать массового приезда туристов. По мнению Сергея Корнеева, возведенная в новый ранг Масленица должна аккумулировать зимние традиции имперского Петербурга: катальные горки, фейерверк, строительство ледяного дворца.

Масленичные народные гулянья кажутся хорошим замыслом и Томасу Ноллу, одному из идеологов программы «Белые дни», призванной изменить представление иностранцев о Петербурге, заставить их забыть о таких явлениях, как слякоть, грязь, падающие сосульки и морозы. В качестве тяжелой артиллерии пробовали использовать зимние балы, маскарады и другие светские увеселения. По мнению Томаса Нолла, в свое время управлявшего отелями «Невский Палас» и «Гранд отель Европа», имидж зимнего Петербурга уже изменился в лучшую сторону, однако массовому наплыву иностранцев по-прежнему мешают такие бытовые явления, как визовый барьер и высокая стоимость авиабилетов. «Париж, Вена, Берлин переполнены туристами, потому что туда легко и дешево приехать», – поясняет Томас Нолл. На это в РСТ замечают, что для петербургского бизнеса «иностранные туристы – не фетиш», так как «рынок внутреннего туризма растет динамичнее, средние траты россиян тоже растут». Директор представительства «Натали Турс» в Петербурге Павел Баскаков подчеркивает, что маркетинговые кампании по привлечению российских и иностранных туристов должны различаться.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) отмечают, что Петербургу превратиться в большую масленичную столицу мешают высокие, неконкурентные цены для туристов и малое количество трехзвездочных гостиниц. «Вместе с тем сама идея масленичных гуляний хороша: это что-то отличающее нас от западных стран», – отмечает заместитель председателя комиссии по туризму, индустрии гостеприимства и развлечений РСПП Дмитрий Слободкин.

«Масленица – это очень хорошая идея, – считает генеральный директор компании «Арктур Трэвел» Елена Мальченок. – Праздник отмечается вне туристического сезона. Приезжающих мало. Круизные суда не ходят. Надо привлекать сюда людей. И народные гулянья, и концерты – все нужно. Постепенно праздник может превратиться в аналог Венецианского карнавала». Однако на пике туристического сезона массовые праздники, по мнению г-жи Мальченок, не нужны: «Во время их проведения центр города парализован, невозможно доставить туристов к основным городским достопримечательностям. Наши клиенты бывают этим недовольны. Кроме того, бренд «Белые ночи» давно раскручен, туристов здесь и так много. Мы бы приветствовали праздники в мертвый сезон».

«На Новый год в Петербург едет много людей. В основном россияне. Иностранцев мало, – говорит генеральный директор турфирмы «Мир» Валерий Фридман. – Конечно, 10 дней отдыха побуждают соотечественников путешествовать. Однако праздничные мероприятия, которые проводятся в городе, тоже играют роль. Люди понимают, что в Петербурге есть и новогодние балы, и елки, и многое другое». Г-н Фридман уверен, что «из Масленицы за несколько лет можно сделать хороший городской праздник» и предлагает брать пример с малых городов, таких как Великий Новгород. «Я давно увлекаюсь историей Петербурга: до революции Масленица замечательно сочеталась с городскими традициями. Это наше, русское, родное. Что касается конкуренции с другими городами… Конкуренция всегда есть. Все зависит от организации праздника. Конкуренция не в том, чтобы расталкивать плечами, а в том, чтобы делать лучше других», – отмечает Валерий Фридман. (Деловой Петербург)