Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Отношение к страхованию как к излишним расходам надо преодолевать

08:07, 15 января 2003

Приобретение медицинского полиса – непременное условие въезда в большую часть иностранных государств. Но спектр страховых услуг в области туризма этим далеко не исчерпывается. Однако от осознания пользы и выгодности тех видов страхования, которые сегодня не являются обязательными, путешественники и турфирмы в большинстве своем еще далеки. О том, как складывались в минувшем году отношения между страховщиками и их клиентами – участниками туррынка, мы побеседовали с заместителем генерального директора ОАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрием Раковщиком.

- Как, по вашему мнению, можно охарактеризовать основные тенденции на сегодняшнем рынке страховых услуг для путешественников?

- Основная тенденция прошедшего года – это увеличение объемов. Например, в нашей компании количественные показатели по страхованию туристов, выезжающих за рубеж, выросли практически в 1,5 раза. Одна из причин – постоянная работа по привлечению новых партнеров. Кроме того, целый ряд государств в обязательном порядке требует наличие полиса медицинского страхования для получения визы для въезда на свою территорию. Получается, что отчасти приобретение страховки становится принудительным. Еще один немаловажный фактор - постоянная и довольно жесткая конкуренция среди страховщиков.

- Но это, по логике вещей, должно привести к снижению тарифов на услуги.

- Сейчас, по реестру, в России 1400 страховых компаний. В таких условиях, действительно, один из вариантов борьбы с конкуренцией - снижение тарифов. И по сравнению с прошлым годом они понизились в среднем на 10%. В принципе, в данный момент на рынке установились максимально низкие расценки. Мы считаем, что наиболее адекватный тариф на стандартную программу медицинского страхования для стран Шенгена с покрытием в $30000 - порядка 75 центов за день. Дальнейшее снижение неминуемо скажется на качестве обслуживания. К тому же нельзя понижать тарифы бесконечно, тем более что убыточность по этому виду страхования растет. Максимальная прибыль по нему сегодня не превышает 15%. То есть на каждый приобретенный от туриста рубль, мы выплачиваем 85 копеек покрытия.

- В чем же причина убыточности этого вида страхования?

- Во-первых, туристы теперь, находясь за рубежом, обращаются за медицинской помощью гораздо чаще, чем прежде. Путешественники начали, наконец, более внимательно читать договор страхования и активно пользуются своим страховым полисом. Во-вторых, сказывается повышение цен на мировом рынке медицинских услуг. Это особенно заметно в Европе после перехода на евро. Традиционно очень дорогим по части оказания медицинских услуг являются турецкое и египетское направления. Заболеваемость там выше в силу климатических условий, к тому же имеют место такие особенности национального «колорита», как навязывание услуг, завышение их стоимости и т.п. Кроме того, любая серьезная компания работает через структуру ассистанса. Стоимость их услуг хотя и не увеличивается, но является стабильной и немаленькой статьей расходов страховой компании. Все вместе приводит к тому, что убыточность по этому виду страхования растет.

- Не потому ли страховые компании постоянно расширяют спектр услуг, стремясь привлечь максимальное число клиентов?

- Безусловно, одной услугой ограничиться нельзя. Так, «РЕСО-Гарантия», помимо стандартного полиса, предлагает целый ряд относительно новых продуктов: дополнительные услуги, связанные со страхованием от несчастного случая, страхование багажа, страхование финансовых потерь при невозможности совершить поездку, страхование персональной ответственности туристов. Все эти предложения пока не являются массовыми. И в наступившем году мы будем работать над тем, чтобы сделать перечисленные услуги стандартными. В идеале вместе с приобретением обычного медицинского полиса путешественник должен страховаться и от финансовых потерь, и от нанесения ущерба третьим лицам.

- Страхование ответственности турфирм, столь популярное на западе, у нас пока не пользуется большим спросом. Почему это происходит?

- Турфирмы считают его необязательным. Для нашей страны вообще характерно отношение к страхованию как к лишним расходам. За исключением тех его видов, которые воспринимаются как «неизбежное зло» (например, «Зеленая карта»). Нужно преодолевать это убеждение и активно продвигать среди клиентов каждый новый продукт. Кроме того, пока у нас не накоплена достаточная судебная практика. Когда количество прецедентов станет показательным, турфирмы начнут отдавать себе отчет в том, что существует реальная опасность возможного провала их бизнеса из-за какой-либо досадной мелочи, и что эту опасность можно предотвратить, вовремя застраховав свою ответственность.

- Каковы прогнозы развития рынка страховых услуг для туристов и турфирм?

- Надеюсь, что объемы по международному медицинскому страхованию будут все так же увеличиваться. Потому что иных резервов для роста здесь просто нет. С другой стороны, вполне вероятно, что будет развиваться рынок страхования внутреннего туризма. Другое перспективное направление – страхование в сфере въездного туризма, то есть обеспечения страховыми услугами иностранных путешественников. В частности, у «РЕСО-Гарантия» есть договор с датской компанией SOS International. Это крупный ассистер, который обслуживает практически все страховые компании, работающие в Скандинавии и Финляндии. И те туристы, которые приезжают в Россию, имея карточку SOS International, перестрахованы у нас. Таких путешественников, ежегодно посещающих нашу страну, примерно 1 миллион. Наша компания, в случае необходимости, покрывает их расходы на медицинское обслуживание во время поездки. Сейчас их число неуклонно растет. («Газета для путешественников» специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно