Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Великие творцы и обычные бабушки

01:25, 15 января 2013

Мы продолжаем наш рассказ о необычных памятниках. О небольшом, но на редкость оригинальном памятнике Вуди Аллену (Стюарту Кенигсбергу) в Кенигсберге-Калининграде мы уже упоминали. А едва ли не первым на пути преодоления почтительно-пьедестального отношения к знаменитостям, стал в конце 90-х автор поэмы «Москва – Петушки» незабвенный Веничка Ерофеев. То ли сам он, то ли герой его поэмы поселился сначала на Курском вокзале, а потом на пару со своей подругой оказался на московской площади Борьбы (фото).

Эта «слитность» между творцом (писателем, актёром) и его персонажем вообще очень характерна для необычных памятников, и о ней мы ещё вспомним в разговоре о памятниках литературным и кинематографическим героям. Но бывает и совсем иначе.

Памятник Юрию Никулину у старого московского цирка обожают сегодня и взрослые, и дети. Автомобиль, в который может залезть любой, «приехал» явно из «Кавказской пленницы». А вот сам Никулин изображён именно таким, каким он выходил на арену (фото).

Явно навеянный Зиновием Гердтом киевский памятник Паниковскому совсем не помешал землякам великого артиста поставить ему очень симпатичный памятник (фото) на его родине, в Себеже.

Иногда разные города ставят на редкость непохожие памятники одному и тому же человеку: московский памятник Иосифу Бродскому, что напротив американского посольства, вполне традиционен. А вот петербургский (фото) невелик, необычен и грустно-афористичен – наверное, оттого, что в свой родной город великий поэт так и не вернулся...

Кто из детей не знает доктора Айболита? В Вильнюсе, в старом городе, установили памятник вполне реальному местному доктору Тимофею Шабаду (фото), который и был главным прототипом сказки Корнея Чуковского.

Иногда памятник ставится не конкретному человеку, а... предмету, который в общественном сознании его символизирует. Такова знаменитая мини-галерея на ялтинской набережной: портфель Жванецкого, трубка Ширвиндта, микрофон Кобзона.

Порой великие творцы предстают перед потомками не в своём реальном человеческом облике, а в том образе, который они на протяжении многих лет для них создавали. Таковы Дед-Сказочник (Степан Писахов) в Архангельске, благородная, но весьма саркастичная пожилая дама (Фаина Раневская) в Таганроге (фото), «сибирский Матисс» (художник Андрей Поздеев) в Красноярске (фото), человек с таксой (актёр Николай Яковченко) в Киеве (фото).

Иногда изначально не очень удачные и достаточно абстрактные памятники обретают черты хорошо знакомых всем людей. Ничем вроде бы не выделялся памятник влюблённым в Екатеринбурге (фото), пока самые остроглазые не заметили внешнего сходства парня с известным современным политиком, и теперь уральцы охотно показывают гостям «памятник молодому Чубайсу, мечтающему об электрификации всей России»

И, наконец, бывают памятники хорошо известным людям, которые иногда вызывают у видящих их, мягко говоря, неоднозначную и бурную эмоциональную реакцию. Например, на берегу реки Томи в Томске стоит памятник Чехову, который полностью зовётся так: «Антон Павлович Чехов глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку"» (фото).

Об эстетике этого монумента, конечно, можно и должно спорить, но она вполне обоснованна: некоторые томичи (в частности, авторы памятника) явно не могут простить автору «Каштанки» его ядовитых и ироничных отзывов об их городе, который он посетил по пути на Сахалин. Волна критики поднялась до уровня губернских властей, где всерьёз обсуждается вопрос о демонтаже памятника, как «извращающего», «профанирующего» и т. п. Что тут скажешь? Очень жаль, что во властных структурах ещё предостаточно людей, лишённых чувства юмора...

И напоследок ещё один памятник, единственный в своём роде. Говорят: мёртвые остаются молодыми. «А вот и нет», – подумали, видимо, в древнем городе Риге и к 70-летию Юрия Гагарина открыли ему памятник. Первый космонавт представлен таким, каким он был бы в старости (фото). Такие изображения сегодня легко выполнить на компьютере.

На мой взгляд, Гагарин, доживи он до почтенного возраста, ничуть не потерял бы в человеческом обаянии, и памятник тому порукой, но на гостей из России он иногда производит впечатление просто шоковое...

 

«Бузил командировочный Ноздрёв...». Вернёмся, впрочем, к людям самым обыкновенным. И уже не к их социальному происхождению, а к тем ролям и положениям, которые то и дело выпадают им в повседневной жизни. Как поётся в известной песне, «больше всех на земле – пассажиров». Пассажирам поставлены памятники в Екатеринбурге (фото) и в Белгороде.

А кто составляет весьма значительную по численности часть пассажиров? Вечный русский тип – командировочный, которому поставили памятник (фото) в белорусском городе Лида.

Любой из нас в той или иной степени является читателем (фото) – памятник в Киеве.

По выходным выбираемся на дачи, где подчас нас ждёт, увы, не только приятный отдых: именно этой стороне нашей жизни посвящён весьма оригинальный памятник дачникам, собирающим колорадских жуков (фото), установленный в Бердянске.

Все мы – вкладчики того или иного финансового учреждения. Но только главный банк страны поставил памятник своему первому вкладчику (фото) образца 1841 года. Это, кстати, вполне конкретное историческое лицо – питерский чиновник Николай Кристофари.

Памятников фотографам разных эпох (особенно начала ХХ века) и всевозможным коммерсантам, вплоть до олигархов (на фото – памятник в Одессе) в последние годы воздвигнуто много.

Но вот памятник не тому, кто фотографирует, а тем, кого фотографируют, поставили только в Белгороде (фото).

Равно как и не тех, кто продаёт, а тех, кто со свёртками и покупками с трудом бредёт с базара (фото), прославил Великий Новгород.

На более философский лад настроена Москва, поставившая весьма загадочный памятник потребителю и созидателю (фото).

Памятников героям Великой Отечественной в России поистине не счесть, но большинству из них явно недостаёт самых простых человеческих чувств – сострадания, доброты, понимания. Поэтому очень нетипичен для этого жанра памятник в Калуге (фото).

 

 

«Питие определяет сознание». Есть памятники и тем типам людей, которые далеко не всегда и не всем приятны. Недавно монументов им и представить было невозможно. Пальму первенства здесь устойчиво держит единственный в своём роде красноярский памятник едва держащемуся на ногах пьянице (фото), своё отношение к которому выражает, задорно задрав над ним ногу, бродячая собака. Иногда этот памятник называют «Есенин и Джим», но оно неверно по сути: гуляка ничем не напоминает поэта, а дворняга – породистого добермана, принадлежавшего Василию Качалову.

В Санкт-Петербурге есть памятник слепому (фото), а в Челябинске – уличному попрошайке (фото).

Рядом с нищим отпечаток ноги, видимо, самого богатого из подававших – бывшего московского мэра (фото)...

Удостоены памятника и нарушители закона – во Владивостоке установлен весьма выразительный памятник мелкому ворью (фото).

А совсем недавно в украинских Черновцах появился памятник неизвестному коррупционеру (фото).

Памятник, при рождении своём зачастую безымянный и на первый взгляд маловыразительный, может со временем «заиграть», отражая то или иное социальное явление. На набережной в Евпатории когда-то установили весьма брутальное изваяние толстой бабищи, да ещё и весьма странного цвета. Теперь его показывают как памятник «Наташе» (фото) – курортной проститутке, которые, хотим мы этого или нет, существуют в местах скопления туристов, и в весьма немалых количествах...

 

 

И мамушки, и бабушки. Точно такой же безымянной была когда-то и статуя женщины с маленьким ребёнком (фото), стоящая возле центрального ЗАГСа в Киеве. Но не всем представительницам прекрасного пола везёт в этой жизни и в народном сознании статуя стала памятником матери-одиночке, к которому многие несут цветы.

Вообще памятников женщинам в их семейной ипостаси становится всё больше. Вот томский памятник будущей матери (фото), хранительнице очага.

Вот ростовский – «Дающая жизнь» (фото).

Но некоторым женщинам приходится хранить семейный очаг в одиночку, о чём напоминают памятники жёнам моряков в Новороссийске (фото) и Одессе (фото).

Время идёт, и птенцы улетают из родного гнезда. Этой поре в жизни людей посвящён удивительно трогательный и пока, увы, единственный такого рода в России – памятник Родителям в Челябинске (фото).

И, наконец, кто является одним из столпов и символов домашнего уюта, бессменной воспитательницей выводка внуков? Разумеется, бабушка! Бабушка из Кемерово с маленькой внучкой сравнительно молода (фото).

У белгородской внуки уже явно выросли, и осталось только вязать чулки (фото).

А вот о бабушке из Териок (Зеленогорска) осталась лишь благодарная память (фото).

Заведя разговор о семье, мы входим в сферу человеческих чувств – им тоже посвящено немало памятников. Но о них в следующем обзоре.

Продолжение следует…

 

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно