Альфа Страхование

Деды Морозы – ньюсмейкеры регионов

В канун старого Нового года коммуникационное агентство АГТ и аналитическое агентство «Смыслография» исследовали частоту упоминаний региональных «дедов морозов» в средствах массовой информации. Для этого были проанализированы 19883 источника информационно-аналитической системы «Медиалогия».

Лидером рейтинга предсказуемо стал Дед Мороз из Великого Устюга – 8493 публикации с его упоминанием в 2015 году. В топ-5 с результатами более 1000 публикаций также вошли: Кыш Бабай (Зимний дед) – 1671, Снегурочка из Костромы – 1434, Паккайне (он же Карельский Морозец) – 1144, Тол Бабай (Дед Мороз из Удмуртии) – 1092.

«Более тысячи публикаций в год в федеральных и региональных СМИ – это уровень активной медиаперсоны. В деле продвижения регионов сказочные персонажи уже могут составить конкуренцию главам районов, в которых находятся новогодние резиденции», – пояснил директор по продвижению территорий АГТ Владислав Шулаев.

Далее места в этом необычном медиарейтинге распределились так:

6. Чысхаан (Якутия) – 764 упоминания в 2015 году

7. Ямал Ири (Ямало-Ненецкий автономный округ) – 541

8. Кар Кызы (Снегурочка) – 447

9. Архангельский Снеговик – 247

10. Сагаан Убугун (Белый Старец из Бурятии) – 181

11. Якшама Атя (Мордовия) – 154

12. Йушто Кугыза (Марий Эл) – 149

13. Соок Ирей (Тыва) – 142

14. Мунь Каллса (саамский Дед Мороз из Мурманской области) – 122

15. Шахта Баба (Дагестан) – 97

16. Гор Дада (Чечня) – 77

17. Кодзыд Поль (Коми) – 54

18. Артхурон (осетинский Дед Мороз) – 50

19. Юр Пике (Снегурочка из Чувашии) – 38

20. Хитрюндий Великолепный (Ханты-Мансийский автономный округ) – 25

21. Хёл Мучи (Чувашия) – 21

Ряд новогодних персонажей были упомянуты менее чем в 10 публикациях и не включены в список.

Медиарейтинг новогодних героев в значительной мере отражает активность их участия в продвижении туристических возможностей региона и национальных культур народов.

Кстати, в 2015 году на уровень региональных правительств вышли споры о том, к какой территории «приписаны» те или иные персонажи. В апреле в Казани состоялась пресс-конференция, на которой обсуждался вопрос нарушения авторских прав в использовании товарного знака резиденции «Кыш Бабай и Кар Кызы». Как показало медиаисследование, в связи с Татарстаном Кыш Бабай и Кар Кызы упоминаются в пять раз чаще, чем в связи с Башкортостаном.

По мнению Владислава Шулаева, новогодние представительства сказочных персонажей становятся своеобразным стандартом внутреннего туризма и зимнего детского отдыха. Резиденции местных Дедов Морозов, расположенные, как правило, в пределах 50 км от столицы региона, постепенно превращаются в развлекательные центры для зимних забав, «обрастают» инфраструктурой – кафе с блюдами национальной кухни, недорогими гостиницами, сувенирными лавками. «Такие центры создаются на основе государственно-частного партнерства и довольно быстро растут. Например, за пять лет с 2010 по 2015 годы поток гостей в село Шаркан к Тол Бабаю – удмуртскому Деду Морозу – увеличился в 12 раз, с 3 тысяч до 36 тысяч человек», – говорит г-н Шулаев.