Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара

В 2010 году Катар, маленькая нефутбольная страна на северо-востоке Аравийского полуострова, сенсационно получил право на проведение ЧМ-2022 – одного из крупнейших спортивных соревнований в мире. Но и после этого Катар продолжал оставаться закрытым – получить визу в эту страну с абсолютной монархией было очень непросто. Катар – одна из богатейших стран мира, доходы которой обеспечены добычей природного газа, – привечал в основном единоверцев из других стран Персидского залива. Доходы от туристов из других регионов эмират, сберегающий половину своих доходов, не очень-то интересовали.

Все резко изменилось в июне 2017 года, когда шесть арабских стран – Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливия – обвинили Катар в финансировании терроризма, разорвали с ним дипломатические отношения и объявили транспортную блокаду. И Катар решил открыться остальному миру: эмират оперативно изменил свою туристическую стратегию и отменил въездные визы для граждан из 80 стран, включая Россию. Каких и сколько туристов ждет Катар и что им предложит, «Ведомостям» рассказал директор Агентства по туризму Хассан аль-Ибрагим.

 

- Сколько сейчас туристов принимает Катар и какой вы планируете рост с учетом эффекта чемпионата мира по футболу 2022 года?

- За последние 10-20 лет поток туристов в Катар постоянно рос, во многие годы рост выражался двузначными цифрами. В 2016 году нас посетили 2,94 млн иностранных туристов, но в 2017-м произошло снижение на 23% – до 2,25 млн человек из-за введенной летом блокады со стороны нескольких арабских государств. Хотя в первые пять месяцев года число туристов выросло на 7%. В сентябре 2017 года мы представили обновленную национальную стратегию туристического сектора. Ее цель – 5,6-5,7 млн туристов к 2023 году и 7,8 млн – к 2030-му.

 

- Туристическую стратегию вы обновили очень быстро. Ведь транспортную блокаду Катару шесть арабских стран объявили в июне прошлого года. Она сильно ударила по вашей туриндустрии?

- Цифры очевидны. Мы на 50-56% зависели от Саудовской Аравии и других стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (в него входят, в том числе, ОАЭ, Бахрейн и Йемен). Эти государства запретили своим гражданам посещать Катар, количество туристов из стран совета сократилось в 2017 году на 47% до 753 тыс. человек.

Мы компенсируем эти потери максимум за 2-3 года – диверсифицируя рынки, путем органического роста. Мы не уронили цены после блокады, несмотря на то, что количество номеров выросло на 10%, до 25 тыс. Но мы не хотим лезть из кожи вон только ради стремительного роста. Мы показали феноменальный всплеск после того, как в августе 2017 года сделали въезд безвизовым для граждан 80 стран.

 

- Откуда помимо стран Персидского залива к вам приезжает наибольшее количество туристов?

- У нас огромное присутствие из Индии – 333,7 тыс. в 2017-м, но они в основном приезжают не для отдыха, посещают родственников и друзей. Много путешественников из Великобритании – 120,5 тыс., США – 101 тыс.

 

- Каких туристических продуктов не хватает Катару?

- Последние 10 лет фокус делался на выстраивании Катара как одного из сильнейших бизнес-направлений, куда люди приезжают и встречаются по делам, обсуждают идеи. Прямо сейчас не хватает солнечно-пляжного элемента. И мы усердно работаем над его развитием.

Не хватает круизного туризма. В 2017 году через порт Дохи нас посетили 46 500 человек, почти трехкратный рост к 12 700 в 2016-м, а еще пару лет назад было 4 тыс. Но потенциал этого сегмента далеко не исчерпан. Катар инвестирует 2 млрд риалов (около $540 млн) в развитие порта Дохи, к 2022 году в страну ежегодно будут прибывать 250 тыс. человек на круизных лайнерах.

Также нам не хватает предложения по экотуризму. Мы определяем несколько инициатив для частного сектора и инвесторов, как местных, так и международных, чтобы инвестировать в эти продукты в Катаре.

К 2022 году ожидаем открытия нескольких курортов. Какие-то из них расположены рядом с морем, а некоторые – в сердце пустыни и будут специализироваться только на соответствующей экзотике. В Катаре есть огромные заповедные территории, места с настоящей дикой природой – они будут важной частью этого продукта. Пока в Катаре есть только пустынные лагеря.

 

- Каково сейчас соотношение бизнес-туристов и отдыхающих?

- Деловые туристы, конечно, доминируют. Наша цель – довести долю отдыхающих к 2022 году до 60-65%. Мы диверсифицируем наш продукт, чтобы не зависеть только от бизнес-туристов, так как этот сегмент очень цикличен. И диверсифицируем наши рынки, чтобы не зависеть от какого-то одного.

 

- Что предлагает Катар такого, чего нет у соседей? Например, ОАЭ – очень популярное направление отдыха, в том числе в России.

- Культурное предложение в Катаре очень сильно в сравнении с регионом Персидского залива. В Дохе находится единственный в мире музей исламского искусства. Есть музей современного арабского искусства. К концу 2018 года будет открыт национальный музей. Очень интересны для туристов наши традиционные рынки, которые называются сук: один есть в Дохе, один – в Эль-Вакре, ближе к ЧМ-2022 появится еще один в Эль-Хауре. Они часть нашей культуры, очень аутентичные. Благодаря органичному развитию туризма есть возможность взаимодействовать с местными жителями. Это то, чего вы не увидите в регионе, – там фокус был на быстром развитии и массовом туризме. В Катаре расположены несколько крупнейших парков.

Наша стратегия определяет направление как туристический хаб с глубокими катарскими корнями. Акцент на сочетании современности и аутентичности. Доха последние десятилетия была центром развития, и сейчас это основное место притяжения туристов. Но в соответствии со стратегией будут строиться места размещения и в других городах. Это современные города с объектами исторического наследия, в том числе Эль-Зубара – форт с руинами средневекового укрепленного поселения ловцов жемчуга, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

- Сколько россиян посещает Катар?

- По итогам 2017 года – около 5 тыс. человек, это рост на 15%. Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара. Но это только индивидуальные путешественники, пока нет никаких компаний, продающих или продвигающих это направление в России. Основной рост начнется в 2019 году, к 2023-му мы ожидаем ежегодно как минимум 200 тыс. человек из России.

 

- Катар известен строгими правилами в том, что касается одежды. Запрещено употреблять алкоголь, на всю страну есть только один магазин, где можно купить спиртное. Не планируется немного ослабить правила в преддверии ЧМ?

- Я бы не сказал, что мы строгая страна. Туристы могут наслаждаться алкоголем в гостиницах уровня 4-5 звезд, в ресторанах, на курортах. Я бы рекомендовал туристам перед поездкой узнать побольше о Катаре, о местных жителях, потому что некоторые вещи могут быть оскорбительны для местных. Какие-то вещи неприемлемы – не только в Катаре, но и во всем регионе. Это просто другая культура.