Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара
В 2010 году Катар, маленькая нефутбольная страна на северо-востоке Аравийского полуострова, сенсационно получил право на проведение ЧМ-2022 – одного из крупнейших спортивных соревнований в мире. Но и после этого Катар продолжал оставаться закрытым – получить визу в эту страну с абсолютной монархией было очень непросто. Катар – одна из богатейших стран мира, доходы которой обеспечены добычей природного газа, – привечал в основном единоверцев из других стран Персидского залива. Доходы от туристов из других регионов эмират, сберегающий половину своих доходов, не очень-то интересовали.
Все резко изменилось в июне 2017 года, когда шесть арабских стран – Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Бахрейн, Йемен и Ливия – обвинили Катар в финансировании терроризма, разорвали с ним дипломатические отношения и объявили транспортную блокаду. И Катар решил открыться остальному миру: эмират оперативно изменил свою туристическую стратегию и отменил въездные визы для граждан из 80 стран, включая Россию. Каких и сколько туристов ждет Катар и что им предложит, «Ведомостям» рассказал директор Агентства по туризму Хассан аль-Ибрагим.
- Сколько сейчас туристов принимает Катар и какой вы планируете рост с учетом эффекта чемпионата мира по футболу 2022 года?
- За последние 10-20 лет поток туристов в Катар постоянно рос, во многие годы рост выражался двузначными цифрами. В 2016 году нас посетили 2,94 млн иностранных туристов, но в 2017-м произошло снижение на 23% – до 2,25 млн человек из-за введенной летом блокады со стороны нескольких арабских государств. Хотя в первые пять месяцев года число туристов выросло на 7%. В сентябре 2017 года мы представили обновленную национальную стратегию туристического сектора. Ее цель – 5,6-5,7 млн туристов к 2023 году и 7,8 млн – к 2030-му.
- Туристическую стратегию вы обновили очень быстро. Ведь транспортную блокаду Катару шесть арабских стран объявили в июне прошлого года. Она сильно ударила по вашей туриндустрии?
- Цифры очевидны. Мы на 50-56% зависели от Саудовской Аравии и других стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (в него входят, в том числе, ОАЭ, Бахрейн и Йемен). Эти государства запретили своим гражданам посещать Катар, количество туристов из стран совета сократилось в 2017 году на 47% до 753 тыс. человек.
Мы компенсируем эти потери максимум за 2-3 года – диверсифицируя рынки, путем органического роста. Мы не уронили цены после блокады, несмотря на то, что количество номеров выросло на 10%, до 25 тыс. Но мы не хотим лезть из кожи вон только ради стремительного роста. Мы показали феноменальный всплеск после того, как в августе 2017 года сделали въезд безвизовым для граждан 80 стран.
- Откуда помимо стран Персидского залива к вам приезжает наибольшее количество туристов?
- У нас огромное присутствие из Индии – 333,7 тыс. в 2017-м, но они в основном приезжают не для отдыха, посещают родственников и друзей. Много путешественников из Великобритании – 120,5 тыс., США – 101 тыс.
- Каких туристических продуктов не хватает Катару?
- Последние 10 лет фокус делался на выстраивании Катара как одного из сильнейших бизнес-направлений, куда люди приезжают и встречаются по делам, обсуждают идеи. Прямо сейчас не хватает солнечно-пляжного элемента. И мы усердно работаем над его развитием.
Не хватает круизного туризма. В 2017 году через порт Дохи нас посетили 46 500 человек, почти трехкратный рост к 12 700 в 2016-м, а еще пару лет назад было 4 тыс. Но потенциал этого сегмента далеко не исчерпан. Катар инвестирует 2 млрд риалов (около $540 млн) в развитие порта Дохи, к 2022 году в страну ежегодно будут прибывать 250 тыс. человек на круизных лайнерах.
Также нам не хватает предложения по экотуризму. Мы определяем несколько инициатив для частного сектора и инвесторов, как местных, так и международных, чтобы инвестировать в эти продукты в Катаре.
К 2022 году ожидаем открытия нескольких курортов. Какие-то из них расположены рядом с морем, а некоторые – в сердце пустыни и будут специализироваться только на соответствующей экзотике. В Катаре есть огромные заповедные территории, места с настоящей дикой природой – они будут важной частью этого продукта. Пока в Катаре есть только пустынные лагеря.
- Каково сейчас соотношение бизнес-туристов и отдыхающих?
- Деловые туристы, конечно, доминируют. Наша цель – довести долю отдыхающих к 2022 году до 60-65%. Мы диверсифицируем наш продукт, чтобы не зависеть только от бизнес-туристов, так как этот сегмент очень цикличен. И диверсифицируем наши рынки, чтобы не зависеть от какого-то одного.
- Что предлагает Катар такого, чего нет у соседей? Например, ОАЭ – очень популярное направление отдыха, в том числе в России.
- Культурное предложение в Катаре очень сильно в сравнении с регионом Персидского залива. В Дохе находится единственный в мире музей исламского искусства. Есть музей современного арабского искусства. К концу 2018 года будет открыт национальный музей. Очень интересны для туристов наши традиционные рынки, которые называются сук: один есть в Дохе, один – в Эль-Вакре, ближе к ЧМ-2022 появится еще один в Эль-Хауре. Они часть нашей культуры, очень аутентичные. Благодаря органичному развитию туризма есть возможность взаимодействовать с местными жителями. Это то, чего вы не увидите в регионе, – там фокус был на быстром развитии и массовом туризме. В Катаре расположены несколько крупнейших парков.
Наша стратегия определяет направление как туристический хаб с глубокими катарскими корнями. Акцент на сочетании современности и аутентичности. Доха последние десятилетия была центром развития, и сейчас это основное место притяжения туристов. Но в соответствии со стратегией будут строиться места размещения и в других городах. Это современные города с объектами исторического наследия, в том числе Эль-Зубара – форт с руинами средневекового укрепленного поселения ловцов жемчуга, который внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Сколько россиян посещает Катар?
- По итогам 2017 года – около 5 тыс. человек, это рост на 15%. Россия вошла в топ-10 самых быстрорастущих рынков для Катара. Но это только индивидуальные путешественники, пока нет никаких компаний, продающих или продвигающих это направление в России. Основной рост начнется в 2019 году, к 2023-му мы ожидаем ежегодно как минимум 200 тыс. человек из России.
- Катар известен строгими правилами в том, что касается одежды. Запрещено употреблять алкоголь, на всю страну есть только один магазин, где можно купить спиртное. Не планируется немного ослабить правила в преддверии ЧМ?
- Я бы не сказал, что мы строгая страна. Туристы могут наслаждаться алкоголем в гостиницах уровня 4-5 звезд, в ресторанах, на курортах. Я бы рекомендовал туристам перед поездкой узнать побольше о Катаре, о местных жителях, потому что некоторые вещи могут быть оскорбительны для местных. Какие-то вещи неприемлемы – не только в Катаре, но и во всем регионе. Это просто другая культура.
РОССИЯ
Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»