Тревелпорт

«Здесь проблем быть не должно», а как в реальности?

Ограничение авиасообщения с Турцией и Танзанией, по словам вице-премьера Татьяны Голиковой, не должно было создать проблем гражданам России. «Мы спокойно их вывезем, здесь проблем быть не должно», – заявила она на телеканале «Россия 24». Однако на практике вывоз туристов проходит не так гладко, как надеются в правительстве РФ.

С сегодняшнего дня перевозчики осуществляют только плановые вывозные рейсы. В компании «Тез Тур» до 23 апреля ежедневно будут вывозить туристов. «Все наши клиенты будут возвращаться домой в соответствии с графиком вывозных регулярных рейсов S7 Airlines», – уточнила PR-директор Елизавета Тимошенко.

Руководитель отдела по связям с общественностью компании Anex Tour Алена Хитрова сообщила RATA-news следующее: «Мы проанализировали данные по туристам, которые находятся на курортах Турции и Занзибара, и стало понятно, до какого числа сможем сохранять обратные рейсы для возвращения людей. На данный момент вывозы планируются рейсами Azur air, однако при необходимости будем докупать билеты у наших партнеров. К сожалению, предполагается сокращение ночей в ранее запланированных турах, но сейчас главная задача – вернуть всех наших туристов в Россию».

По словам директора по связям с общественностью компании «Интурист» Дарьи Домостроевой, количество вывозных рейсов пока не сокращено. «Если к концу апреля останутся один-два туриста, конечно, пересадим их на другие рейсы, возможно, предложим сократить или увеличить количество ночей. В каждом случае будем решать индивидуально. Но большинство вылетов состоится по расписанию. Также оплатим внутренние перелеты из Москвы в регионы», – пояснила она.

В течение двух последних дней «Интурист» уведомляет туристов о вывозных рейсах. Туристы, взявшие только перевозку, в основном, на майские праздники в Даламан и Анталью, аннулируют билеты, им предложено выбрать другие даты вылета в Турцию. Можно было обменять билеты на чартеры оператора в Сочи и Крым, «правда, мест на них уже не осталось». Пишут и заявления на возврат средств, но большинство туристов предпочитают отправиться на отдых, сдвинув даты поездки.

«Многие возвращаются через Стамбул с других направлений, к примеру, из ОАЭ или Египта, будем сажать людей на наши чартеры из Антальи», – сказала г-жа Домостроева. Принимающий офис оператора в Стамбуле сообщил, что сейчас занимается вывозом 900 туристов. Часть из них вылетела вчера поздно вечером рейсами «Победы», для некоторых организовали автобус до Антальи. Оттуда они вылетят чартерами до Екатеринбурга и Уфы. Вывозы по такой схеме будут происходить всю ближайшую неделю.

Генеральный директор компании Space Travel Артур Мурадян полагает, что наиболее разумным в нынешней ситуации было бы дать операторам две недели на завершение программ. «Тогда бы и они вывезли всех без стресса, и люди спокойно закончили свой отдых. Двух недель хватило бы, потому что средняя продолжительность отдыха составляет 7-10 дней, – пояснил он RATA-news. – За это время операторы могли бы сформировать общие рейсы и получить списки туристов, купивших билеты самостоятельно».

Как полагает эксперт, помочь могла бы и «Турпомощь», у которой для этого есть все ресурсы: «Если уж создали этот орган, пусть бы он и занимался решением такого рода задач, не дожидаясь банкротств туроператоров».

По словам г-на Мурадяна, при нынешнем раскладе какая-то часть туристов все равно пострадает. Кто-то зарегистрируется на вывозные рейсы в определенные даты, а кто-то сам попытается решить вопрос с вылетом. Прямое авиасообщение с Турцией не закрывается, и под этим предлогом вполне можно оставить за бортом несколько сотен туристов, которые заупрямятся в силу разных причин.

«Но любой незавершенный отдых – это претензия и судебное разбирательство, требование вернуть деньги», – напомнил наш собеседник. Самой большой проблемой он назвал подсчет транзитных пассажиров, так как около 60% вылетов в Турцию приходится на бизнес-поездки, командировки и частные визиты. «У нас транзитников немало, многие ломают голову, как поступить. Можно было бы поменять авиакомпанию, например, взять билеты арабских перевозчиков, но их ценник уже несопоставим с тем, что было уплачено за билеты Turkish Airlines», – заметил Артур Мурадян.

Также турецкая авиакомпания имеет полное право отказать таким пассажирам в рерутинге – это стандартная процедура в случае ограничения полетов, когда пассажиров пересаживают на рейсы партнерских авиакомпаний. Действия российских властей четко квалифицируются как форс-мажор, значит, и проблему туристов придется решать России.

Транзитников действительно много, подтвердил генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов, основная часть летела в Танзанию, Египет, есть даже туристы, которые через Стамбул летели в Дубай. «На майские выходные много народу планировало лететь регулярными рейсами, многие оплачивали тур по акции раннего бронирования, выбирали хорошие отели, – уточнил он. – Эти средства вернуть не сможем, поэтому люди переносят поездку на другие даты. По Турции у нас порядка сотни человек попали под отмену туров».

Вчера «Аэрофлот» уведомил оператора, что отмененные рейсы квалифицируются как вынужденный возврат, поэтому попадают под возмещение средств или перенос даты вылета. Перевозчик продолжит в период с 15 апреля по 1 июня выполнять два регулярных рейса в Стамбул с двухсторонней загрузкой – в пятницу и воскресенье на этой неделе, далее – по вторникам и пятницам. Из Антальи вывозные рейсы поставлены на 17, 24 и 30 апреля. «От Turkish Airlines надеемся получить дополнительные разъяснения в ближайшее время», – сказал г-н Арутюнов.

Он также отметил, что и «Аэрофлот», и некоторые чартерные авиакомпании увеличивают емкость перевозки – вместо Airbus A320 ставят широкофюзеляжные борта. «Всех вывезут, но не все улетят в запланированные сроки», – подчеркнул он.

Но есть и примеры, когда тот же «Аэрофлот» предлагает туристам, уже отдыхающим в Турции, вернуться домой досрочно. В любом случае, опасения, что что-то пойдет не так в агентской среде сильны. Например, в сообществе «Радио Тревел» турагент Мария Маньшева поделилась своим опытом организации вывоза индивидуальных туристов. Из условно позитивного она отметила, что «Победа» прислала извещение об отмене рейса и возврате денег, правда, путаясь в показаниях – из разных писем следовало, что деньги будут возвращены то ли через неделю, то ли через месяц.

«В принципе терпимо, хотя бы не ваучеры и не заморозка средств в личном кабинете. В нынешних условиях радуешься и такому», – прокомментировала она. Проблемы пришли со стороны «Аэрофлота», когда у туристов из бронирования исчезли сегменты отмененных рейсов. Пришлось дозваниваться в «Аэрофлот» и вручную пересаживать пассажиров на вывозные рейсы. В итоге всех туристов – их было пятеро – турагент смогла устроить на нужный рейс, однако процесс занял порядка семи часов – с 9 вечера до почти 4 утра.

«Хочется спросить – действительно «здесь проблем быть не должно», как было сказано в интервью Голиковой? Как быть тем, кто в потоке информации пропустил это объявление о вывозных рейсах? Как впихнуть всю массу отдыхающих в эти три, явно не резиновых самолета? Но, видимо, пока эти вопросы без ответов», – резюмировала г-жа Маньшева.

Наталья Панферова, RATA-news