Travelport с 25 октября

№5079

Клиентам турфирм все равно, куда лететь на отдых, лишь бы за границу

Заявление властей об открытии межрегионального туризма дали шанс турбизнесу надеяться хотя бы на частичное восстановление внутреннего туризма. Однако, как показывает обсуждение в группе Фейсбука «Владельцы и руководители турбизнеса», на фоне разговоров о падении покупательской способности россиян, клиенты турагентов готовы отправиться на отдых и при этом больше настроены на зарубежные поездки.

Один из членов сообщества поинтересовался у коллег, готовы ли их клиенты финансово и психологически к отдыху за рубежом и много ли тех, кто готов лететь сразу после открытия границ. Как оказалось, немало турагентов уже обзвонили туристов. Обобщенный ответ такой: от 60% до 90% только и ждут, когда разрешат выезд, а на отдых в России даже запросы практически не поступают.

Вот пример комментариев, наиболее отражающие ситуацию: «70% хотят, 20% сомневаются, 10% категорически нет. По России 80% не хотят категорически»; «Туристы звонят постоянно с вопросом: когда откроют? И как только – мы первые!»; «64% готовы ехать, как только появится ясность, куда можно и по каким правилам»; «Из тех, кто звонил, 90% хотят лететь. Россию рассматривают как экскурсионку»; «Более 90% не улетевших с марта и забронировавших лето сейчас хотят улететь куда угодно к морю – кроме российских курортов. На наше побережье ни одного перебронирования. Люди боятся карантинных ограничений, финансовой нестабильности, в случае отмены тура невозврата денег, резкого скачка курсов валют и необходимости доплаты».

В условиях полного неведения насчет открытия границ и ситуации с отдыхом в российских регионах агенты вынуждены отказывать клиентам в приеме бронирований. Это упоминали многие участники сообщества: «Мои аж плачут – как хотят, но я не готова морально бронировать, пока границы не откроют»; «Не вижу смысла сейчас бронировать новые туры даже на осень. Туристы хотят гарантии, а не депозит. Я морально не могу пока завести бронь, и туристы ждут отмашки».

Опрошенные RATA-news турагенты тенденцию подтвердили. Как отметила генеральный директор компании «Гала-Тур» Галина Роговицкая, все туристы, не улетевшие за границу из-за введенных ограничений, перебронировали туры на 2021 год, а по перспективам туров на период с июля по октябрь интересуются чуть ли не ежедневно. «Новых бронирований нет. Люди ждут возможности отправиться в Грецию, Италию, Испанию, Доминикану, США, на Кипр, Мальдивы, Сейшелы. Российские курорты никто не спрашивает», – сказала она. Дело также усложняют и закрытые визовые центры. Некоторые туристы интересуются возможностью заранее оформит визу, чтобы уже сейчас подготовиться к выезду.

Г-жа Роговицкую также волнует ситуация с морскими круизами. «Круизы по Средиземному морю, которые полтора года назад брали по цене около 2 тысяч евро, на сайте компаний уже на тысячу дороже. Получается, мы профинансировали, например, Princess Cruises, а теперь этих денег на перебронирование отложенного путешествия не хватит. Отказываться? Или это цены для новых пассажиров, а для остальных условия прежние? Пока ситуация не понятная», – подчеркнула она. А более всего, по ее словам, раздражает отсутствие со стороны российских властей официальной информации насчет возможности открытия офисов турфирм: «Это неуважение к турбизнесу. Практически всем разрешили работать с конкретных дат, а нас в указе мэра Москвы даже не упомянули».

Директор саратовской компании «Лагуна-тур» Дмитрий Анпилогов согласен с выводами коллег о спросе на выездной туризм. В то же время появились и желающие поехать по России. «Но тут мало что понятно – не будет ли второй вирусной волны, не попадем ли мы опять с туристами на деньги, не придется ли все лето отдыхать в масках. Представляете себя в маске в жару? Поэтому мы даже отговариваем от поспешных броней. И сами не понимаем, когда выходить на работу, но уже с понедельника планируем приводить дела в порядок, обзванивать клиентов», – сказал он.

Эксперт полагает, что делать прогнозы об открытии границ – дело неблагодарное, «особенно, когда всем распоряжается Роспотребнадзор». Впрочем, он надеется, что в скором времени будет найден компромисс и по выездному туризму. «Спрос по России небольшой, 10-15% от общего объема. 70% рассчитывают на отдых за рубежом, из них 80% – в Турции. Остальные останутся дома и на дачах», – заключил г-н Анпилогов.

В компании «Бэст тур» насчитали всего три заявки в Анапу и Сочи, но сделаны они были еще до карантина. Никто из клиентов не перенес отмененные за рубеж туры на российские курорты. «Мы честно пытались перебронировать людей на Сочи. К примеру, клиенты запрашивали виллу при одном отеле за 700 тысяч рублей на две недели. После карантина решили подтвердить заказ, только уже на три недели. Но за виллу попросили 5 миллионов. Это ж ни в какие ворота не лезет. Лучше подожду и перебронирую клиентов на Мальдивы. У меня уже большой лист ожидания, туристам фактически все равно, куда, лишь бы улететь. Волнует их только одно – не посадят ли на карантин после возвращения», – говорит генеральный директор Елена Даньковская.

Наталья Панферова, RATA-news

Отряд бурятских туроператоров готовится принять на Байкале чартеры TUI

Чартер «TUI Россия» из Москвы в Бурятию будут принимать сразу 16 местных компаний. Туроператор уже сотрудничал с регионом, организовывал рекламные туры, а пандемия и закрытие границ только подтолкнула его к более масштабному проекту. Местный рынок, в свою очередь, консолидировался, чтобы показать туристам не только Байкал, но и бурятскую экзотику в целом.

«Мы изо всех сил готовимся к приему чартеров, шлифуем программы, дополнительные экскурсии. Принимать будем пулом из 16 туроператоров», – рассказала RATA-news директор компании «Сибирь-Тур» Дарима Тугутова. Туроператоры в Бурятии объясняют, что решение о запуске чартера появилось не на ровном месте. Последние несколько лет TUI активно сотрудничал с республикой. «При поддержке министерства туризма Бурятии проводились рекламные туры, сообща мы принимали западные туристические агентства, которые сотрудничают с TUI, многие уже знакомы с нашими основными программами», – комментирует директор компании «Жассо Тур» и комплекса «Степной кочевник» Светлана Цыбикдоржиева.

По словам собеседников RATA-news, пандемия и переориентация крупных туроператоров на внутренний рынок безусловно подтолкнули запуск рейса. «Мы и не мечтали о чартерах. Сейчас правительство обратило внимание на регион и готово поддерживать развитие внутреннего туризма, нам это на руку. Наша задача – сообща продумать заманчивые программы с привлекательными ценами», – продолжает г-жа Цыбикдоржиева.

«Подготовка идет уже около месяца. Принимать будут туроператоры, которые работают на рынке не менее трех лет. Компании разделили между собой три направления. Южный Байкал – это Энхалук и Сухая с посещением Танхоя и Байкальского биосферного заповедника. Восточное направление – Баргузинский тракт (Горячинск и Гремячинск), экскурсии в сторону Баргузинской долины и Чивыркуйский залив. Северное направление скорее рассчитано на индивидуальных туристов», – пояснил заместитель директора компании «Байкал Бурятия» Вячеслав Шерхоев.

Продолжительность экскурсионных программ от одного до семи дней. Туристы смогут посетить Этнографический музей народов Забайкалья под открытым небом – один из крупнейших в России, Иволгинский дацан, Ушканьи острова – лежбище байкальской нерпы, остров Ольхон, Байкальский биосферный заповедник, этнокомплекс «Степной кочевник», шаманский центр «Тэнгэри» и даже увидеть лик богини Янжимы в Баргузинской долине.

За сезон TUI планирует отправить в Улан-Удэ более 1,7 тысячи туристов. Под чартеры ставят лайнеры Airbus A320 вместимостью 162 пассажира. Полетная программа в столицу Бурятии Улан-Удэ стартует 4 июля и продлится до 22 сентября. Вылеты на «Уральских авиалиниях» запланированы из «Домодедово» с частотой раз в 9 дней.

Компании сходятся во мнении, что южное и восточное направления в достаточной мере обеспечены объектами размещения, а на севере массового турпотока ждать не стоит из-за его отдаленности. Поэтому проблем с размещением 162 туристов не возникнет.

По словам туроператоров, Байкал наиболее популярен в июле и августе, но в последнее время, особенно в 2018 и 2019 годах, отмечался рост турпотока на зимний Байкал, включая новогодние праздники. «Мы были счастливы, когда увидели, что уходим от сезонности. Зимой к нам начали приезжать туристы из Москвы, Питера и других городов России, а также иностранцы. Даже если не получится, как задумано, не будет туристического бума, всё равно страна услышит о Бурятии, о том, как здесь классно, о наших местах силы, горячих минеральных источниках, этнике, буддизме, шаманизме, семейских Забайкалья», – уверена Светлана Цыбикдоржиева.

К слову, отдельные туроператоры Бурятии уже имеют опыт приема чартеров из Южной Кореи, Китая и Японии. Их беспокоит только то, когда они смогут вернуться к прошлогоднему объему турпотока. Санаторно-курортные организации и гостиницы республики возобновили работу с 1 июня – но только для семейного и индивидуального отдыха. Персонал и гости обязаны заранее сдавать анализ на Covid-19. Владельцы гостевых домов должны иметь одобренную регистрацию на портале «Работающая Бурятия», а постояльцы – свидетельства о браке и рождении. В чистых от коронавируса Тункинском и Окинском районах ограничительный режим деятельности санаторно-курортных организаций рекомендовано продлить до 1 июля. По состоянию на 11 июня министерство туризма Бурятии сообщило о более 150 работающих объектах размещения в разных районах республики.

Наталья Рудакова, RATA-news

Как отели переживают пандемию: опыт «Балчуг Кемпински»

О том, как дорогому сетевому отелю удается лавировать между требованиями контролирующих организаций, попытками сохранить штат и платежами поставщикам при полном отсутствии доходов рассказала генеральный менеджер «Балчуг Кемпински» Лада Самодумская в ходе панельной дискуссии для управляющих отелями Hotel Web Forum.

Гостиница получила отсрочку по налогам, обсуждается вопрос субсидий и кредитов на льготных условиях. Рекомендациям Роспотребнадзора «Балчуг Кемпински» следует. «Одна только дезинфекция вентиляционной системы обходится порядка 200 тысяч рублей, проводить ее нужно каждый месяц, а доходов практически нет, – говорит г-жа Самодумская. – Поэтому вопрос, как долго продлятся меры безопасности, очень важен. По моим прогнозам, на это уйдет не менее 9-12 месяцев».

Отелю «Балчуг Кемпински» работает по стандартам международного гостиничного бренда. Существуют глобальные договоры и платформы, которые поддерживаются всеми отелями компании. К тому же часть расчетов ведется в валюте. «Надо сказать, что корпоративные офисы подключились: ведут переговоры с рядом поставщиков и довольно успешно: где-то удается получить скидку до 30-50%, а что-то нам вообще поставляют в итоге бесплатно – на месяц, три, на полгода. Мы и сами ведем такие переговоры. Так что оптимизировать расходы можно, в том числе путем активного общения с поставщиками на всех уровнях. Ну а если кто-то отказывается пойти навстречу – что ж, будем искать альтернативу».

Очевидно, что международные фирмы-поставщики, будучи привязаны к ценам своих штаб-квартир, будут со временем повышать стоимость товаров и услуг с учетом динамики курса евро. Поэтому «Балчуг Кемпински» выбрал стратегию buy locally и по мере возможности переключается на отечественную продукцию. Не всегда есть возможность поменять импортный товар на российский – например, некоторые напитки. Но и здесь поставщики тоже вполне лояльны и соглашаются какие-то цены зафиксировать в рублях. «Мы, в свою очередь, так же ведем себя с нашими партнерами – теми же арендаторами помещений в гостинице. Если не помочь им, не поддержать в нынешней ситуации, они могут просто уйти. А ведь любая аренда – это чистая прибыль», – уточнила Лада Самодумская.

А вот затраты на штат оптимизировать намного сложнее. Как рассказала г-жа Самодумская, в Москве гостиничные операторы вынуждены прибегнуть к радикальным мерам: некоторые крупные компании до 50-60% персонала либо сократили, либо уволили «по соглашению сторон». Причем основной процент таких сокращений пришелся на последнюю неделю мая. Хотя в премиальном сегменте есть игроки, которые не тронули свой штат.

«Мы до сих пор никого не сокращали и не увольняли. Но с учетом долгосрочной перспективы – а она пока не допускает радостных предположений, придется что-то пересматривать, – продолжила генеральный менеджер. – Считаю, что мы успешно – и вовремя – среагировали, еще в середине марта переведя персонал на трехдневную рабочую неделю. Это оказалось даже более эффективно, чем вариант простоя гостиницы. Разумно отработали схему отпусков – за свой счет и плановых. Полностью отказались от привлеченных со стороны кадров. В итоге общие расходы на персонал в мае упали на 75%. Но бесконечно откладывать растущие траты невозможно, тем более с учетом итогов мая, когда в гостинице на 227 номеров загрузка составила 4%».

Сейчас отель прорабатывает альтернативы, ищет решения вместе с сотрудниками: может быть, придется взять на вооружение идею Минтруда о почасовой оплате, перейти на оплату «по факту» и т.д. «Полагаю, процесс оптимизации расходов на персонал у нас еще не закончился. Ведь если в июле-августе границы не откроют, осенью к нам не приедут китайские группы, не будет гостей крупных конференций, например, нефтяной отрасли. Значит, возможно, последует вторая волна изменений в оплате труда. Потому что расставаться с работниками не хотим, это наше богатство. Многие трудятся в отеле со дня основания, знают гостей по именам. И их присутствие очень ценят постоянные клиенты. Они будут разочарованы, не увидев тех, кто их всегда встречал. Конечно, в нынешних условиях 100% персонала никак не сохранишь, но будем изо всех сил стараться».

Снижать тарифы «Балчуг Кемпински» не планирует. Международные цепочки предварительно планируют тарифы на два-три года вперед, и расценки на текущий год департамент управления доходами будет лишь корректировать. «Самое страшное, что можно представить, это возможная паника и демпинг, которые могут охватить гостиничный рынок. Мы намерены держать уровень цен. Тем более что наши ключевые многолетние партнеры остались на плаву и их интерес к отелю сохранился. И не знаю, почему, но некоторые из них пока не отменяют бронирования групп на август-сентябрь-октябрь. Активно идут заявки на следующий год, и мы квотируем все по плану, не снижая цен. Очень надеемся, что рынок нас поддержит», – говорит Лада Самодумская.

Иными словами, «Балчуг Кемпински» не только не заснул, а весьма активен: с 16 июня отель открывает свою летнюю террасу, и неделей позже - рестораны, на осень запланирована реновация, которую одобрили и финансируют владельцы.

Кристина Голубева, специально для RATA-news

На Ставрополье начал действовать первый этап отмены ограничений

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров провел в онлайн-формате заседание краевого координационного совета по противодействию коронавирусной инфекции и отметил, что санитарно-эпидемиологическую обстановку в регионе в настоящее время можно охарактеризовать как стабильную. По словам главы края, это позволяет перейти к первому этапу отмены ограничительных мероприятий.

Постановление о переход к первому этапу снятия ограничений губернатор подписал во время заседания, оно вступило в силу с 11 июня 2020 года.

Предприятиям общественного питания разрешено обслуживание посетителей на летних верандах и террасах. Открыты для посещения курортные парки, терренкуры и другие объекты курортной инфраструктуры.

Вместе с тем, действие ряда ограничительных мер сохраняется до 1 июля 2020 года.

Остается приостановленной работа парков культуры и отдыха, концертных залов и кинотеатров. Закрыты для посещений музеи, библиотеки, бассейны, фитнес-центры, аквапарки. До 1 июля 2020 года продолжает действовать режим обязательного ношения защитных масок для лица.

Продлено действие запрета на прием и размещение граждан в гостиницах и других объектах размещения за исключением санаторно-курортных учреждений, имеющих медицинскую лицензию.

Кроме того, на этот период сохраняется режим обязательной самоизоляции для граждан в возрасте 65 лет и старше, и лиц с определёнными хроническими заболеваниями.

При нахождении в общественном месте рекомендовано соблюдать социальное дистанцирование.

Россияне чаще, чем иностранцы, на курортах хотят останавливаться в частном секторе

Компания Booking.com проанализировала миллионы запросов за март-апрель, чтобы выяснить, какими объектами размещения по 100 000 направлений интересовались туристы в ожидании снятия ограничений и возможности отправиться в путешествие.

Как выяснилось, Бали, Андалусия, Лондон, Флорида и Париж продолжают вдохновлять путешественников по всему миру. Однако варианты проживания внутри своей страны в это неопределенное время составили более половины (51%) всех запросов. Это значительный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: в аналогичный период 2019 года доля подобных типов жилья достигла трети (33%) от общего количества запросов.

Фокус предпочтений путешественников из России также сместился в сторону дома: их стремление остановиться в объектах размещения внутри страны значительно возросло в 2020 году (61%) по сравнению с предыдущим годом (39%).

Отметим, что россияне возглавляют рейтинг национальностей, которые чаще остальных сохраняют объекты размещения в списки пожеланий. С начала марта самыми популярными внутренними направлениями у наших соотечественников стали Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Анапа и Геленджик. Поэтому можно предположить, что после нескольких недель ограничительных мер самыми востребованными видами досуга у россиян станут погружение в культурную жизнь и пляжный отдых. Примечательно, что в марте и апреле 2020 года Санкт-Петербург (2 место) и Москва (4 место) также входят в пятерку самых желанных направлений среди путешественников по всему миру.

Из международных направлений, о которых больше всего мечтают путешественники из России, также лидируют крупные культурные центры и пляжи: Стамбул возглавляет список, за ним следуют Дубай, Прага, Тбилиси и Убуд (Бали, Индонезия). Париж, Рим и Барселона также традиционно вызывают интерес у многих туристов. В числе стран, которые наиболее часто упоминаются в списках желаний путешественников из России, – Таиланд, Индонезия, Турция и Италия.

Наиболее предпочтительными вариантами размещения россияне считают отели – 37%. На втором месте квартиры – 24%. Интересно, что россияне хотят останавливаться в гостевых домах чаще, чем путешественники по миру в среднем: глобально только 8% объектов, сохраненных в списках пожеланий на Booking.com являются гостевыми домами, а у российских туристов этот вид размещения составляет 14%. Можно сказать, что наши туристы на курортах предпочитают проживать в частном секторе.

Краснодарский край занимает первое место в списке самых популярных регионов среди путешественников по всему миру. Курортный отель Radisson Blu Resort & Congress Centre 5* в Адлере, отель «Чайка» и апартаменты Alpha Apartments Chernomorskaya в Сочи вошли в рейтинг объектов размещения в России, которые чаще всего попадали в списки желаний туристов.

Продолжит ли Амстердам борьбу с массовым туризмом после пандемии

Власти Нидерландов приняли решение открыть границы с 15 июня для граждан 12 стран Евросоюза, где наименьшее количество зараженных коронавирусом.

Как сообщает газета Dutch News, сначала Нидерланды откроют границы для Бельгии, Болгарии, Германии, Эстонии, Италии, Хорватии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Португалии, Словении и Чехии. Впоследствии к ним могут присоединиться Франция, Исландия, Лихтенштейн, Австрия, Испания, Швейцария, Кипр, Финляндия, Венгрия, Ирландия, Мальта, Норвегия, Польша, Румыния, Греция и Словакия.

Совет по туризму в Нидерландах (NBTC) ожидает, что количество иностранных туристов в стране в этом году сократится на 60% по сравнению с прошлым годом. Традиционно около 80% потока едет сюда из Европы, из них половина – из Германии и Бельгии.

В 2019 году иностранный турпоток в Нидерланды вырос на 7% и превысил 20 млн человек. В начале этого года российские туроператоры сообщали о растущем интересе соотечественников к этому направлению. Интересно, что происходит это на фоне активной борьбы властей Нидерландов с овертуризмом, который снижает качество жизни местных жителей. Сильнее других городов от наплыва туристов особо страдает Амстердам.

Пандемия заставила власти Амстердама еще раз задуматься об этой проблеме: город стал чрезмерно зависим от туристов, а его исторический центр утрачен для местных жителей, пишет Bloomberg. Это может означать закрытие публичных домов и кофешопов, несмотря на их значение для экономики.

Ежегодно 19 млн туристов приносили Амстердаму больше €6 млрд. Однако в период пандемии и карантина центр столицы превратился в «город-призрак». Публичные дома в «квартале красных фонарей» опустели вслед за исчезновением туристов. Кофешопы остались без тысяч покупателей, приезжавших в город за марихуаной. «Стало болезненно ясно, как мало людей на самом деле действительно живет в центре и как мало он может предложить местным. Мы должны это изменить», – заявила председатель совета центрального округа Маша тен Бруггенкатте.

Теперь, когда карантин ослабевает, Амстердам начинает борьбу за возвращение городского центра местным жителям. В конце мая мэр города Фемке Халсема представила план, направленный на достижение баланса между гостями и жителями. План предполагает, что старый город не может быть наполнен только магазинами сувениров, каннабиса или вафель, в нем должны быть офисы компаний, где местные смогут работать, и магазины, где они смогут покупать товары повседневного спроса. Чтобы найти компромисс, власти собираются, например, ограничить выдачу лицензий бизнесу на работу в центре и выкупать там недвижимость у бизнеса, ориентированного на туристов.

Ключевая часть плана – заставить публичные дома покинуть старый город и обуздать кафе, которые обслуживают туристов. Это будет нелегко.

Публичные дома, процветающие благодаря туристам, уходить из центра не хотят, отмечает Bloomberg. Женщины, работающие в «квартале красных фонарей», где установлено множество камер, считают это место безопасным, а туристов воспринимают как основной источник доходов. И хотя финансовые проблемы борделей, возникшие из-за пандемии, могут дать городу возможность выкупить у них помещения, казна местных властей также истощена.