Восточная Европа страдает без российских туристов
Страны Восточной Европы этим летом страдают от нехватки российских туристов точно так же, как и их западные соседи. По мнению туроператоров, ситуацию не спасают даже относительно невысокие цены. Спад продаж эксперты оценивают в среднем на уровне 50%, но позиции лидеров и аутсайдеров спроса в разных компаниях могут отличаться.
По мнению директора по международному туризму компании «Де Визу» Алексея Лебедя, особенно негативно ведет себя чешское направление. Сезон начался с избытка перевозки. Помимо «Аэрофлота» и CSA, на направление вышли «Трансаэро» и национальный лоукостер Smart Wings, причем последний заявил сразу семь еженедельных рейсов. Правда, позже из-за недостаточного спроса чешский перевозчик уменьшил количество вылетов до двух раз в неделю, а потом и вовсе свернул программу. Также оптимизировать свои объемы пришлось CSA. Но и оставшегося «воздуха» больше, чем необходимо.
Г-н Лебедь связывает низкий спрос не только с экономической нестабильностью, но и с некоторой пресыщенностью Чехией: «Возможно, именно это мы наблюдаем сейчас в сегменте экскурсионных туров. К счастью, лечебных программ это не касается».
Генеральный директор компании «Веди Тур Групп» Ирина Федина оценивает продажи Чехии более позитивно. Спад хоть и есть, но региональные программы удалось сохранить. Помимо Москвы прямые перелеты в Прагу осуществляются из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Самары, Екатеринбурга. В отличие, например, от Венгрии, которая для жителей российских регионов доступна только с пересадкой в Москве. К тому же, в кризис венгерское направление лишилось прямого рейса до главного термального курорта страны – Хевиза.
«У нас Венгрия осталась практически на уровне 2014 года, который, кстати, не был провальным. До октября спрос держался в положительных значениях», – продолжает Алексей Лебедь. Немного, по его словам, отстает экскурсионка, но этот разрыв компенсируется за счет лечебно-оздоровительного сегмента.
Наличие стабильного спроса на Венгрию, в частности, на санатории Хевиза подтвердил и генеральный директор компании «Альцес» Игорь Чуканов. Однако, в отличие от предыдущих лет, глубина продаж ограничивается сентябрем. Хотя обычно в июне уже шли бронирования вплоть до конца года.
Гораздо более сложной г-н Чуканов назвал ситуацию на польском направлении. Летом традиционно спрос сосредоточен на экскурсиях по стране и отдыхе на балтийском побережье. В этом году запросы идут только от индивидуальных туристов. И до сих пор нет ни одной заявки по горнолыжному курорту Закопане, хотя раньше места начинали раскупать за полгода до старта зимнего сезона.
Необычно бодро на общем фоне держится Румыния. Как рассказала руководитель профильного отдела компании «Ванд» Елена Бондаренко, по сравнению с прошлым годом направление выросло на 20%. Хорошо идут экскурсионные программы в сочетании с отдыхом на Черном море. Эксперт предположила, что россиян привлекают новизна маршрутов, а также приемлемые цены. Двенадцатидневный тур на семью из трех человек обойдется в районе 2700 евро, включая перелет и визы. Но, конечно, о массовом спросе речь пока не идет.
Практически не нашлось желающих этим летом поехать в Албанию. Побережье Ионического моря от Влера до Саранда с крупнейшим курортным городом Дуррес считается наиболее приятной туристической зоной страны. Г-жа Бондаренко считает, что в отсутствии спроса отчасти виноваты албанские власти, которые в этом году с большим опозданием объявили об отмене виз для отдыхающих из России. Безвизовый режим действует с 1 июня по 1 ноября, но информацию об этом дипломатические органы страны распространили уже после 15 июня.
В паре Словакия и Словения, лучше себя чувствует Словакия – в частности, бальнеологический курорт Пиештяны. В компании «Де Визу» объяснили, что местные отельеры пошли навстречу российскому рынку, предложив неплохие скидки на проживание. Словения же проигрывает за счет высоких цен.
Нина Егоршева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»