Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Генпрокуратура недовольна работой РосОЭЗ

Генеральная прокуратура Российской Федерации вскрыла многочисленные факты нарушений закона при использовании бюджетных средств в особых экономических зонах

Генеральная прокуратура Российской Федерации изучила состояние законности в особых экономических зонах (ОЭЗ), которые создаются в различных регионах России и предназначены для оптимизации условий по развитию приоритетных отраслей российской экономики.

С момента вступления в силу в 2005 г. закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на обеспечение функционирования ОЭЗ из федерального и регионального бюджетов выделены десятки миллиардов рублей, однако Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) не обеспечило их результативное и эффективное использование.

В ходе прокурорской проверки были установлены факты размещения средств, выделенных для развития указанных территорий, под крайне низкие процентные ставки. Так, ОАО «Особые экономические зоны», единственным акционером которого выступает РосОЭЗ, 5 млрд. руб. хранило на депозитном вкладе под 3,5 % и 5,5 % годовых. ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» средства размещало по депозитному договору под 3% годовых. Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации, это значительно ниже средних ставок по аналогичным банковским операциям.

В результате ненадлежащего исполнения РосОЭЗ полномочий в сфере управления особыми экономическими зонами, несвоевременного заключения Минэкономразвития России дополнительных соглашений по их развитию, а также пассивности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные проекты имеют весьма медленное развитие и низкий социально-экономических эффект. Не всегда своевременно осуществляются мероприятия по возведению в особых экономических зонах объектов инженерной, транспортной, инновационной и иной инфраструктуры. В ряде случаев не создаются все необходимые условия для привлечения в образованные зоны финансовых инвестиций предпринимателей.

Неблагоприятная ситуация сложилась в семи особых экономических зонах туристско-рекреационного назначения, созданных в феврале 2007 г. В пяти из них до настоящего времени не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, объем частных инвестиций равен нулю, не производится каких-либо товаров, не построено и не сдано в эксплуатацию ни одного объекта. Одновременно с этим законодательные ограничения природоохранной и экологической направленности не позволяют начать строительство объектов туриндустрии и различной инфраструктуры в границах туристско-рекреационной зоны Республики Бурятия и Иркутской области. Необходимый нормативный акт по урегулированию возникшей проблемы до настоящего времени не принят.

В целях устранения выявленных нарушений Генпрокуратурой внесены представления министру экономического развития Российской Федерации Эльвире Набиуллиной и руководителю Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Андрею Алпатову. Им предложено принять меры по устранению выявленных нарушений законности, обеспечитьэффективное и экономное использование бюджетных средств, выделенных на обеспечение функционирования особых экономических зон, а также рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Проверка проводилась генпрокуратурой в июле, информация о результатах была обнародована в пятницу 12 сентября, а уже в субботу РосОЭЗ сообщило, что 28 августа 2008 года в генпрокуратуру был направлен ответ о принятых мерах, ряд выявленных в ходе проверки недостатков и нарушений уже устранен.

В частности, в ответе РосОЭЗ говорится, что в настоящее время в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа уже зарегистрировано 8 резидентов. Однако активная фаза этой работы наступит только после завершения работ по проектной и архитектурно-строительной документации ОЭЗ, когда будет определен весь перечень частных объектов на территории ОЭЗ и их технические характеристики. Разработка проектов планировки территорий туристско-рекреационных зон приближается к завершению (срок, согласно заключенным контрактам, – конец 2008 года).

Постановления Правительства Российской Федерации о создании туристско-рекреационных особых экономических зон (ТРЗ) были выпущены в феврале 2007 года. В марте 2007 года между Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления были подписаны соглашения о создании этих зон. За 2007-2008 гг. были установлены границы ТРЗ, оформлены земельно-имущественные отношения, создана система управления, включающая Управление по туристско-рекреационным зонам в центральном аппарате РосОЭЗ, территориальные управления РосОЭЗ в семи регионах России, наблюдательные советы ОЭЗ, уполномоченные органы в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, филиалы и дочерние общества ОАО «Особые экономические зоны» в данных регионах. За это время были также разработаны концепции создания и развития каждой ТРЗ, завершены предпроектные изыскания и работы, которые легли в основу разработки главного градостроительного документа – проекта планировки территории.

После утверждения в установленном порядке проектов планировки территорий ТРЗ, решения вопросов по техническим условиям, разработки макетов ТРЗ и необходимой рекламной продукции РосОЭЗ планирует организовать масштабную работу по привлечению резидентов в туристско-рекреационные зоны.

  • Еще материалы этой рубрики