Туроператоры занижают объемы бизнеса из-за непомерных поборов
Портал РБК проанализировал Единый федеральный реестр туроператоров и вышел вчера сразу с двумя материалами о том, что игроки рынка нашли способы минимизировать обязательные выплаты, предназначенные для компенсаций туристам в случае нецивилизованного ухода компании.
Речь идет о том, что с 2017 года все компании, отправляющие туристов за границу, обязаны предоставлять Ростуризм данные о количестве клиентов, обслуженных в прошлом году, и об общей стоимости реализованных ими туров. Такие требования диктует новая редакция закона «Об основах туристской деятельности в РФ». РБК собрал и проанализировал отчеты туроператоров и счел их странными.
Если коротко, то компании снижают суммы отчислений в резервный фонд и фонд персональной ответственности, а также минимальную страховую сумму. Для этого создаются новые юрлица, что позволяет платить минимальные взносы в фонды.
При этом данных о количестве обслуженных туристов и общей сумме реализованного турпродукта, опубликованные в реестре, дают в некоторых случаях неожиданно низкие средние цены тура. Так, у туроператора по выездному туризму «Бригантина» из Забайкальска Иркутской области количество обслуженных за год туристов составило 22,3 тыс. человек, а общая цена турпродукта – 4,03 млн руб. Средняя цена тура – 180 рублей.
Ростуризм, отвечая на запрос РБК, сообщил, что «Федеральное агентство по туризму «не наделено полномочиями по проведению мероприятий по контролю и (или) надзору за организациями, осуществляющими туристскую деятельность… Ростуризмом начата работа по анализу представленных сведений, готовятся соответствующие запросы туроператорам» – Ростуризм может обратиться в Минкультуры для инициирования такой проверки».
Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко дал такие пояснения «Интерфакс-Туризму»: «В мае у нас была проверка Минкультуры, затем мы провели совместную проверку с Ростуризмом. Выявили порядка 120 случаев, когда компании подавали разные данные о количестве обслуженных клиентов и доходах в Ростуризм и в «Турпомощь». Довели это до туроператоров, и в течение двух недель практически все данные были скорректированы в большую сторону».
Г-н Осауленко отметил, что случаи, когда компании пытаются снизить выплаты в резервный и персональный фонды, действительно имеют место: «Но нельзя говорить, что они носят массовый характер. Бизнес есть бизнес, здесь считают каждый рубль, но большинство туроператоров действует в рамках закона. Никакой критической ситуации нет».
Пояснения по поводу публикаций вчера пришлось давать и участникам пресс-конференции, которая прошла в «Интерфаксе» и была посвящена итогам летнего сезона.
«Есть компании, которые гарантированно стараются снизить риски для своих туристов, есть те, кто вынужденно старается занизить объемы своего бизнеса. Если оператор отправляет за рубеж 1 млн туристов в год, а средняя цена тура $600-700, то он должен платить ежегодно в фонды $6-7 млн, это очень сложно сделать. С одной стороны, такие хитрости – это, конечно, плохо, это невыполнение требований закона, но с другой – делается это не от хорошей жизни», – сказал генеральный директор НТК «Интурист» Виктор Тополкараев.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина констатировала, что туроператоры действуют таким образом, поскольку «загнаны в угол»: «Резервный фонд, фонд персональной ответственности, фингарантии – это непомерные поборы для турбизнеса, они вынуждены прибегать к различным уловкам, чтобы оставаться на рынке. Хорошо, что эта тема поднята, но говорить нужно не о том, что туроператоры мошенники, а о том, что требования закона невозможно выполнить».
РСТ выступал против кардинального увеличения финансовой нагрузки на турбизнес с конца 2014 года, когда только обсуждались поправки, предполагающие появление резервного и персонального фонда туроператоров, а также увеличение фингарантий. Сторонники этих мер декларировали необходимость обеспечить защиту прав туристов как потребителей. Что из этого получилось – читайте в РБК.
Прикрывая юрлица: как туроператоры сэкономили на выплатах на случай краха
Туроператоры сообщили об отправке россиян на отдых за границу по 100 руб.
РОССИЯ
Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»Владимир Гетман
VisitОren, основатель
«Оренбург заслуживает, чтобы стать известным не только благодаря пуховому платку»Михаил Смердов
предприниматель
«Мы хотим сохранить в Ирбите купеческую историю и культуру быта»Анна Тукмачева
«Пилигрим», директор
«Как товар-манок маршрут "Жигулевские выходные" сработал!»Мария Свиридова
«Роза ветров НН», генеральный директор
«Нижний Новгород – карман России и начало ее духовности»