Интурмаркет с 1 октября

Несколько тысяч агентств не выходят на связь с туроператорами

После выхода постановления №1073 об отсрочке обязательств по несостоявшимся турам до конца 2021 года, туроператоры начали рассылать агентствам уведомления о вариантах возврата денег. И как минимум 10-20% адресатов не откликнулись на эти сообщения. Эксперты говорят, что настоящий масштаб «исхода» будет понятен весной.

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, большинство агентств так или иначе отреагировали на уведомления о возврате средств. «Но несколько тысяч молчат. Мы разослали фактически шаблоны, так что им не надо что-то специально писать – просто откликнуться. Многие не отвечают по прежним телефонам, – говорит эксперт. – Сложность в том, что мы не знаем, куда отправлять деньги туристов. Можно было бы перевести на тот счет, с которого к нам от агентства поступила оплата, но многие за это время сменили банки», – пояснил г-н Ромашкин.

Кроме того, заметил он, по состоянию на 1 сентября примерно 1,5 тыс. агентств перестали работать с туроператором: в 2019 году и в начале 2020 года бронирования были, а потом прекратились. «Многие из них входят в число тех, кто не отвечает на нашу рассылку. По этим двум показателям – отсутствию бронирований и реакции на уведомления – потеря нашей агентской базы составила примерно 15-20%», – уточнил Сергей Ромашкин.

Генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский говорит, что проблемных агентств порядка 5% от общего количества. «Основная часть наших агентов уже получила возвраты. Но кто-то работал с нами постоянно, кто-то делал одно бронирование в год, таких тоже очень много, и они могут быть не в курсе, что мы возвращаем деньги. Сложные случаи есть, мы с ними работаем, это процесс небыстрый», – пояснил он RATA-news.

«Согласно постановлению №1073, операторы должны в течение 60 дней разослать агентствам уведомления о возврате денег. Сами агентства не обязаны нам отвечать или могут отвечать в течение всего года. Закон это никак не регламентирует, – сказал исполнительный директор компании «Интурист» Сергей Толчин. – Действительно, сейчас коммуникации между операторами, агентствами и потребителями нарушены. Какие-то агентства съехали из своих офисов, кто-то ушел на удаленку, остались только личные мобильные телефоны. Но они сами выходят с нами на связь».

Тем не менее, по его словам, молчание партнеров – симптом серьезного кризиса на розничном рынке. «Согласно постановлению, туристам старше 65 лет или находящимся в трудной жизненной ситуации туроператор должен вернуть деньги за тур в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования. У нас были случаи, когда туристы из этой категории обращались напрямую к нам, зная, что их тур оплачен и забронирован в нашей компании. На них пришлось примерно 10% запросов. А мы потом выясняли, что оплата от агентства вообще не поступала», – говорит г-н Толчин. Но это не может длиться бесконечно, к весне дальнейшее затягивание агентствами отношений с туристами станет невозможным, пузырь лопнет, и многие компании будут вынуждены уйти с рынка.

«Думаю, с марта нынешнего года по март 2021-го с рынка уйдет не менее 40-45% точек продаж. Если у какого-то агентства было две-три офлайн-точки, останется, например, одна. Общее число юридических лиц сократится, на мой взгляд, не так резко – на 20-25%», – сказал RATA-news г-н Толчин.

«Мы понимаем, что агентствам сейчас очень тяжело, – говорит Сергей Ромашкин. – Очевидно, что большинство из них зарабатывало на зарубежных турах, и они лишились такой возможности. Но если даже кто-то планирует завершить работу или уже закрылся, надо взаимодействовать с оператором, предупреждать о своих планах, чтобы честно рассчитаться с туристами».

Светлана Ставцева, RATA-news