Тревелпорт

№5399

Чего ждать от очередного распределения рейсов в Египет?

Операторы надеются, что новое распределение рейсов на курорты Египта позволит восполнить нехватку бюджетной перевозки на этом направлении. Однако есть и опасения, что нынешняя диспропорция в пользу определенных игроков сохранится.

Оперштаб правительства РФ разрешил с 21 сентября увеличить число рейсов из Москвы в Хургаду и Шарм-аль-Шейх с 15 до 25 в неделю, а из регионов – с одного до трех. Вместо 41, как сейчас, с 21 сентября будет разрешено летать из 53 городов страны.

Ожидается, что на этой неделе Росавиация проведет совещание с туроператорами и авиакомпаниями и распределит между ними эти добавленные оперштабом рейсы. Особый интерес представляет Москва. С 9 августа, с начала авиасообщения с курортами Египта, и до сих пор выполнять полеты из столицы разрешено только «России», а из регионов – S7. Но «Россия» возит туристов только «Библио-Глобуса», и ситуация, когда направление открыто для всех, а работает с ним только один туроператор, не может не возмущать других участников рынка. Еще в конце июля Российский союз туриндустрии направил в правительство письмо о недопустимости такой монополии.

Затем на совещании 26 августа Росавиация расширила список авиакомпаний, которые могут летать на курорты Египта, однако если не монополия, то мощные преференции за группой «Аэрофлот» сохранились. «России» добавили частот из Москвы – до семи рейсов в Хургаду, до шести – в Шарм-эль-Шейх, тем самым еще больше усилив позиции работающего с ней «Библио-Глобуса». При этом другие туроператоры фактически остались ни с чем.

Во-первых, они не получили вылетов из Москвы. Во-вторых, география из 41 города оказалась широкой только на бумаге. На деле многие из тех городов, откуда, например, разрешено было летать в Египет Azur Aair и Nordwind, мало интересны аффилированным с ними «Анекс Тур» и «Пегас Туристик». Из-за низкой платежеспособности населения там гарантированы проблемы с загрузкой. «Уральским авиалиниям», на которых берут блоки «TUI Россия» и Tez Tour, рейсов явно недодали. А авиакомпания Royal Flight, на которой базирует свои программы Coral Travel, вообще осталась без перевозки в Египет. Получается, что перевозку расширили, а практического смысла в ней мало. Для большинства операторов курорты Египта так и остались миражом в пустыне.

Парадоксально, но в итоге компании, которые имеют свой собственный авиапарк, вынуждены отправлять туристов в Египет стыковочными рейсами через Анталью или использовать египетских перевозчиков. Те имеют равные с российской стороной квоты, но им не хватает провозных мощностей. Например, туроператор Coral Travel с 15 сентября предлагает туры на курорты Красного моря с перелетом Air Cairo. Рейсы будут выполняться из Москвы, Казани, Екатеринбурга, Уфы.

Такую ситуацию трудно назвать нормальной. Речь идет о нарушении норм федерального закона «О защите конкуренции», когда в исключительное положение ставится один игрок, а другие вынуждены довольствоваться тем, что останется. Причем среди этих «других» – компании, не один десяток лет осваивавшие курорты Красного моря и фактически сделавшие их массовыми и доступными для россиян.

Монополия на египетском направлении негативно сказывается и на стоимости туров, ущемляя интересы, прежде всего, потребителей. По оценкам экспертов, из-за квотированной перевозки, перекосов в распределении и отсутствия чартеров, Египет, который всегда был самым дешевым зарубежным направлением, сейчас стоит минимум вдвое дороже. И пока во главу угла не будет поставлена туроператорская перевозка, цены не снизятся.

Настроения на рынке разные. Кто-то надеется, что справедливость восторжествует, и при очередном распределении квот Росавиация обратит, наконец, внимание на туроператоров, исторически работавших на египетском направлении. И новое распределение позволит восполнить нехватку бюджетной перевозки по Египту на осенне-зимний период.

Другие полагают, что решение уже есть и его просто озвучат участникам очередного совещания. «Россия», «Аэрофлот» и S7 уже имеют допуски на добавленные рейсы и наверняка получат эти квоты. По словам наших собеседников, это будет чистое и неприкрытое лоббирование интересов конкретных перевозчиков, которое ведет к переделу рынка.

Третьи утверждают, что всему виной пандемия и нет никакого передела рынка: оперштаб руководствуется соображениями более высокого порядка, чем туризм и интересы компаний, а Росавиация их только реализует. Не исключено, что так оно и есть, и большинство решений об открытии стран, как уже не раз бывало, – это вообще не про туризм. Может быть, так прямо и сказать туроператорам, чтобы они сократили штат, отказались от своего авиапарка, если работы им нет и не предвидится?

Светлана Ставцева, RATA-news

Пока никто из перевозчиков не заявил о готовности ставить прямые рейсы в Кению

По решению оперштаба с 21 сентября возобновляется регулярное авиасообщение с Кенией, предполагается два рейса в неделю в Найроби. Однако пока никто из перевозчиков не заявил о готовности ставить в страну прямые перелеты. Сейчас в Найроби можно попасть пересадочными рейсами Emirates, Qatar Airways, Turkish Airlines, Ethiopian Airlines, Lufthansa и других иностранных авиакомпаний.

На сегодня для посещения Кении гражданам РФ необходимо получить визу, это можно сделать онлайн. При въезде необходимо предъявить справку на английском языке об отрицательном тесте на Covid-19, сделанном максимум за 96 часов до прилета. Без справки пассажир должен немедленно вылететь обратно или за свой счет пройти обязательный 14-дневный карантин в одном из отелей, предназначенных для этого правительством.

Как уточнила для RATA-news генеральный директор компании «Килиманджаро» Маргарита Осипова, для туристов пока ничего не меняется – регулярные стыковочные рейсы были и раньше, кенийцы с прошлого года принимают российских туристов с ПЦР-тестами. «А прямых рейсов туда практически никогда и не было. Пытались много лет назад «Аэрофлот» вместе с Kenya Airways поставить такие перелеты, но быстро сняли, поскольку не было достаточного спроса, – заметила она. – Думаю, разрешение оперштаба просто фиксирует официальную возможность для туристов посещать страну».

Весной эпидемическая ситуация в Кении складывалась непростая, были закрыты многие регионы, а внутренние перелеты отменены. Но сейчас в этом отношении все в порядке, можно без ограничений перемещаться по стране.

По мнению г-жи Осиповой, чартерная перевозка Кении «не светит», это даже не курортный Занзибар, на который операторы охотно ставили чартеры в отсутствие многих пляжных направлений. Сейчас туристам доступны Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, поэтому ставить чартер в Кению эксперт смысла не видит. «Да и билеты на регулярке недорогие, порядка 40-50 тысяч рублей, столько же стоили и до пандемии. Стоимость индивидуальных сафари-туров высокая, они не рассчитаны на людей с ограниченным бюджетом. Не предлагать же, в самом деле, пакетные сафари-туры на базе чартеров. Это противоречит самой концепции поездок в черную Африку», – подчеркнула г-жа Осипова.

Нельзя рассматривать Кению и как пляжное направление, продолжила она, так как побережье Индийского океана отличается выраженными приливами и там мало отелей. Дорога от столичного Найроби до курортного города Момбаса длинная, ехать 8 часов, либо добавлять внутренний перелет.

«Сейчас многие занимаются Африкой, коллеги, специализирующиеся на этом направлении, сообщают о приличных объемах, регулярно собирают группы. Наша компания работает больше с экзотическими странами африканского континента – это Чад, Гана, Бенин, Буркина-Фасо и т.д., больших групп обычно не набираем, но индивидуалов отправляем немало. Но в целом турпоток в Кению снизился по сравнению с доковидными временами», – отметила она.

Эксперт добавила, что стоимость наземного обслуживания не поменялась. Индивидуальные туристы едут, как правило, среди них много повторных путешественников. Это обеспеченные люди, выбирающие перелет регулярными рейсами и, скорее всего, в бизнес-классе.

Наталья Панферова, RATA-news

Эксперты назвали новые точки роста для детского туризма

За последний год в сфере детского туризма на государственном уровне предпринято несколько важных инициатив, которые способны вывести его на качественно новый уровень. Об этом шла речь на открытой сессии «Развитие детского туризма: новые векторы» в рамках выставки «Отдых-2021». Его организаторами выступили Ростуризм и Проектный офис РСТ по детскому туризму.

По словам советника руководителя Ростуризма Юлии Рыбаковой, действующая «Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года» дает турбизнесу инструменты, которые позволяют развивать сети детских лагерей, убирать лишние нормативы и сложности на пути детского отдыха. Стратегия предполагает также интеграцию туризма и образования, и она активно реализуется. Так, в рамках всероссийского конкурса «Большая перемена» 6 сентября из Москвы отправился первый поезд по Транссибирской магистрали до Владивостока с группой из 150 школьников. График движения составлен так, чтобы ночью состав был в пути, а днем ребята посещали экскурсионные и образовательные программы в 12 городах.

В 2021 году стартовали также такие значимые проекты, как «Столица детского туризма», детский кэшбэк, субсидирование семейных железнодорожных переездов, «Пушкинская карта».

«В рамках программы кэшбэка приобретено 385 тыс. путевок в детские лагеря почти на 10 млрд рублей. Акция получила очень хорошие отзывы у родителей», – заметила г-жа Рыбакова.

С 1 сентября действует «Пушкинская карта», с помощью которой 13 млн старшеклассников и студентов могут посещать музеи, театры, концертные залы, филармонии и библиотеки по всей стране, причем, не только государственные, федеральные, региональные, но и частные учреждения. Однако туроператоры смогут к программе подключиться, скорее всего, только к будущему сезону. Тем не менее, по словам Юлии Рыбаковой, все эти государственные инициативы – поле для деятельности турбизнеса, так как открывают для него новые возможности.

На открытой сессии обсудили также первые результаты программы «Столица детского туризма», организаторами которой выступают Ростуризм и Проектный офис Российского союза туриндустрии по детскому туризму. Этот проект, по словам г-жи Рыбаковой, должен способствовать созданию в городах комфортной среды для отдыха детей.

Первым статус «Столицы детского туризма» в июне 2021 года получил Волгоград – по итогам федерального конкурса. На это звание претендовали сразу 18 городов, что стало неожиданностью для организаторов и показало перспективность идеи.

Как рассказала начальник отдела комитета молодежной политики и туризма Волгограда Ольга Бондарь, в области был создан первый в стране Детский совет по туризму. «Нам было важно привлечь к организации фестиваля «Столица детского туризма» именно детей, чтобы они помогли составить программу, которая будет реально им интересна», – пояснила она.

Волгоградский фестиваль «Вместе» пройдет с 13 по 15 ноября нынешнего года. Это будет своего рода лайт-версия, а весной фестиваль повторится в более расширенном виде. По словам Ольги Бондарь, для детских туристических групп, которые приедут в Волгоград, он пройдет в офлайн-формате, а в других регионах можно будет подключиться к онлайн-трансляции.

Первый день фестиваля будет посвящен «Городу с сильным характером», его главное событие – экскурсия на Мамаев курган, где школьники смогут больше узнать о Сталинградской битве и истории Великой Отечественной войны.

Второй день пройдет под условным названием «Вдохновение»: ключевые мероприятия запланированы в музее-заповеднике «Старая Сарепта», где дети смогут приготовить своими руками горчичное масло, пряники, расслабиться в гамаках в ботаническом саду. Третий день – зарядка-разминка с олимпийским чемпионом, прогулки по воздушному стадиону и салюты.

В конце фестиваля создадут арт-объект – мозаичное панно, в которое каждый ребенок сделает свой личный вклад. Всего пройдет более 20 мероприятий в офлайн-режиме, свыше 50 – в онлайне.

Как пояснила вице-президент РСТ Ольга Санаева, многие мероприятия волгоградского фестиваля разрабатываются в партнерстве с отраслевым союзом. «РСТ обязательно включится в работу оргкомитета фестиваля, – сказала она. – В Волгограде работают очень опытные туроператоры по детскому туризму. Важно, чтобы им нашлось место в программе фестиваля. Кроме того, надо написать губернаторам разных регионов, чтобы они разрешили поездки детских групп на этот праздник. Ведь во многих регионах до сих пор действует негласный запрет на «излишнее» передвижение детей по стране».

По словам г-жи Санаевой, туроператорам нужны особые тарифы на перевозку детей: «Замечательно, что есть льготные семейные тарифы на железнодорожные поездки. Но нужны и спецтарифы для организованных групп. У нас много детей, маломобильных из-за кошелька родителей».

В любом случае, если взрослый туризм после страшного удара, нанесенного пандемией, довольно быстро восстанавливается, то детский из-за действующих во многих регионах ограничений по-прежнему стагнирует. Турфирмы несут серьезные потери. Коммерческому детскому туризму очень нужна государственная поддержка», – подытожила Ольга Санаева.

Светлана Ставцева, RATA-news

Импорт поездок – рост или падение?

В отличие от многих других секторов экономики восстановившихся скачкообразно, рост международного туризма, по-прежнему, носит плавный характер. Об этом написала на своей странице в «ВКонтакте» главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич со ссылкой на статистику Банка России.

В августе россияне вывезли за границу $929 млн против $809 млн в июле. Для сравнения, в августе 2020 г. было $551 млн, а в докризисном августе 2019 – $5 млрд.

В пересчете на рубли годовой прирост импорта поездок – 68%, но в сравнении с 2019 – снижение на 79%.

Восстановление зарубежного туризма продолжится, но пока даже 2023 год как срок окончательного возвращения к докризисным уровням выглядит очень оптимистично. Деньги, перераспределенные с внешнего туризма на внутренний спрос – до кризиса россияне вывозили за границу 2,3 трлн рублей, продолжают оказывать ценовое давление на внутренние рынки, но этот импульс, конечно, будет ослабевать.

На развитие курортов Кавминвод выделят более 50 млрд рублей

На комплексное развитие городов-курортов Кавказских Минеральных Вод до 2026 года планируется направить более 50 млрд рублей. Такие объемы финансирования обозначены в перечне мероприятий по развитию региона, утвержденном председателем правительства Михаилом Мишустиным.

В список вошли 24 проекта, которые помогут решению первоочередных проблем региона. Речь, в частности, об улучшении инженерной и коммунальной инфраструктуры, ремонте дорог, привлечении инвестиций в объекты санаторно-курортного комплекса, создании общественных пространств.

По трем мероприятиям, связанным с реконструкцией и расширением очистных сооружений в Пятигорске и Минводах, механизмы финансирования уже определены. Еще по 21 мероприятию источники привлечения средств и сроки реализации подлежат уточнению. В их числе – строительство транспортных развязок, путепроводов, благоустройство курортных зон и парков, обустройство инвестиционных площадок.

Средства на реализацию большей части мероприятий планируется предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета. Докладывать в правительство о результатах работы в рамках перечня будет Минэкономразвития.

Развитие туристического потенциала Кавказских Минеральных Вод обсуждалось во время рабочей поездки Михаила Мишустина в Ставропольский край. Эти вопросы также нашли отражение в перечне поручений Председателя Правительства по итогам совещания о развитии Северо-Кавказского федерального округа, которое состоялось 15 июня в Пятигорске.

РСТ подписал соглашение с компанией Amadeus

В рамках форума-выставки «Отдых.Leisure» президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев и генеральный директор компании Amadeus Леонид Мармер подписали соглашение о сотрудничестве.

В соответствии с документом взаимодействие охватывает широкий спектр направлений, в том числе обеспечение безопасных путешествий в рамках программы Amadeus Safe Travel Ecosystem, подготовку кадров в туротрасли, цифровизацию туризма, продвижение национальных турпродуктов на зарубежных рынках, развитие въездного и внутреннего туризма, применение инструментов бизнес-аналитики и big data.


Леонид Мармер, генеральный директор «Amadeus Россия»: «Партнерство Amadeus с РСТ – важный этап в развитии цифровой туристической экосистемы на российском рынке. За 30 лет работы в ключевых сегментах отрасли, включая сферу гостеприимства, авиакомпании и аэропорты, компания Amadeus накопила серьезный опыт по цифровизации. Лучшие кейсы и результаты наших исследований мы используем для построения гибкой технологической инфраструктуры, способной успешно справляться с вызовами постпандемийного мира. Вместе с РСТ мы сможем сделать большой шаг по укреплению позиций России на международной туристической арене».

Андрей Игнатьев, президент РСТ: «Российский союз туриндустрии последовательно поддерживает цифровизацию туристической отрасли. Мы выступали за скорейшее введение электронных виз, комитеты РСТ организовали конкурс стартапов MITT Travel Start. Уверен, вместе с Amadeus мы ускорим цифровую трансформацию турбизнеса».

И вы точно скажете: «I need Vaud»

Швейцарское бюро деловых и инсентив-поездок запустило новый проект «Видео-инспекции по Швейцарии». Уже снято пять эпизодов – Давос, Берн, Кран-Монтана, Женева и Во.

Показ решили начать с кантона Во. Почему выбор пал именно на него, объяснила менеджер по маркетингу швейцарского бюро Наталья Сизова: «Этот регион давно и прочно связан с российской историей. В Монтрё жили писатель Владимир Набоков и композитор Игорь Стравинский, бывали Николай Гоголь, Лев Толстой и Петр Чайковский. Список можно продолжить… Видимо, особая атмосфера кантона – art de vivre, или «искусство жить», соответствует менталитету русского человека. Россиянам импонирует еще и то, что в кантоне создана отличная инфраструктура и всегда есть возможность организовывать любые мероприятия на высочайшем уровне».


Г-ж Сизова уточнила, что проект – совсем не пандемическая история. Решение о производстве развлекательно-познавательных фильмов созрело давно. Их стиль можно описать так: это рассказ коллегам о поездке в Швейцарию за утренним кофе. Все видеоролики будут переведены на английский язык, чтобы контентом могли пользоваться коллеги Натальи Сизовой из разных стран.

По словам г-жи Сизовой, с 13 сентября Швейцария ввела QR-код, необходимый при посещении закрытых помещений, то есть ресторанов, музеев и т.д. Признание российской вакцины «Спутник V» возможно произойдет уже этой осенью.

В 20-минутный видеорассказ о кантоне Во вошли три локации – Монтрё, Лозанна и Виллар. Фильм будет полезен для тех, кто никогда не был в регионе Женевского озера, но собирается поехать туда. Сразу становится понятно, что там надо посмотреть, где покушать, в каком отеле остановиться.

Но даже если зритель уж бывал в Монтрё или Лозанне, что-нибудь новое он для себя все равно откроет. К примеру, что вы знаете о правильной дегустации шоколада? Оказывается это настоящее священнодействие. Во время инспекции шоколадного бутика знаменитой семейной фирмы Laderach вы узнаете, что плитку нужно сначала с хрустом (именно так – с хрустом) надломить, затем позволить шоколаду подтаять в руках и только потом с наслаждением вкусить его. «Не торопитесь, будьте терпеливы с шоколадом, позвольте ему поговорить с вами», – слова, звучат как музыка.


В кантоне Во можно найти все, чем так славится Швейцария – чистейшие озера, высокие горы, уникальные музеи, оригинальную архитектуру. Добираться проще всего из аэропорта Лозанны, который находится в 40 минутах езды от Виллара, а от Цюриха – два с половиной часа.

В фильме запечатлены виноградные террасы на берегу Женевского озера, Веве – жемчужина Швейцарской Ривьеры, Шильонский замок – самый посещаемый музей страны. На одной из замковых колонн видна подпись поэта, вырезанная Байроном собственноручно. Говорят, что Николай Гоголь тоже выцарапал где-то на стене свое имя. Правда, автограф Байрона заботливо укрыт стеклянной ширмочкой, а Гоголя – еще нужно поискать. Замок можно арендовать для проведения корпоративных мероприятий, там есть два больших зала вместимостью до 250 человек.


Показаны и прекрасные отели. Среди них и овеянный славой 150-летний Grand Hotel Suisse Majestic в Монтрё, прославляющий стиль бель-эпок, и современный Moxy, который придется по вкусу поклонникам урбанистических проектов.

Ролик знакомит с новеньким бизнес-центром «Миллениум», где все оборудовано по последнему слову техники. Официальное открытие ожидается в ближайшие месяцы. Одно из его чудес – умные стекла, которые реагируют на солнце, сами регулируют температуру и уровень света в помещении.

Олимпийский музей в Лозанне преобразился после масштабной реконструкции в 2014 году. Помимо интересной экспозиции, там есть залы для банкетов, для переговоров, возможна организация ланчей и гала-ужинов.

Деревушка Виллар – горнолыжный курорт, сезон продолжается с декабря по март. А еще здесь можно ходить пешком и ездить на велосипеде, но лучше – просто расслабиться и наслаждаться природой.

Посмотрите сами, и вы точно скажете: «I need Vaud».

Любовь Булгакова, RATA-news

Утверждена программа по преображению Эйлата

Министерство туризма Израиля, Управление планирования и муниципалитет Эйлата разработали программу принципов планирования облика региона, прибрежной полосы и морского пространства в Эйлатском заливе. Документ призван обеспечить баланс между необходимым развитием и сохранением природы и ландшафта, а также создать гармоничное сочетание города с окружающей средой.

Фактически впервые представлена комплексная концепция планирования для трех зон города – суши, пляжа и моря. Программа разработана с помощью ведущих израильских проектировщиков и основана на данных, собранных в ходе сотен встреч с владельцами бизнеса, экологами, членами местного сообщества, правительственными организациями и многими другими.

Основная идея проекта состоит в развитии северного гостиничного комплекса и природной туристической зоны пустыни, в которой предполагается формирование центров экотуризма.

Уникальное сочетание теплого моря, ярко окрашенных коралловых рифов, пустынного ландшафта и преимуществ городской инфраструктуры сделало Эйлат любимым местом отдыха для туристов из разных стран. Также город является самым близкорасположенным зимним пляжным курортом к центральной части России. С 2019 года международные рейсы обслуживает новый аэропорт Рамон.

По словам генерального директора Министерства туризма Израиля Амира Халеви, обновление туристического продукта в Эйлате необходимо для привлечения новой целевой аудитории. «Внешний облик города очень важен, поэтому мы выступаем за его бережное развитие. Благодаря изменениям мы сможем увеличить количество рейсов в Эйлат до 150-200 еженедельно. Документ отвечает тенденциям в сфере туризма в эпоху пандемии», – сказал он.