Интурмаркет с 1 октября

Турбизнес не должен платить за проблемы в авиационной отрасли

«Аэрофлот» вчера предупредил, что обеспечит перевозку клиентов туроператора «Библио Глобус» с билетами на рейсы «Трансаэро» только по направлениям Москва – Хургада, Москва – Шарм-эль-Шейх и Москва – Пунта-Кана на самолетах «Оренбургских авиалиний». Причем, в том объеме, который будет определен соглашением между перевозчиком и «Библио Глобусом». А билеты на все другие маршруты, продаваемые туроператором с указанием рейсов «Трансаэро», перевозкой не обеспечиваются. Так сказано в сообщении «Аэрофлота». Оно последовало после утренней встречи руководства «Аэрофлота» и «Библио Глобуса» с участием представителей Минтранса и Росавиации. Давая затем интервью каналу «Россия, «Аэрофлот» еще раз упрекнул оператора в продаже новых туров на рейсах «Трансаэро». Оператор, в свою очередь, утверждает, что не продает туры с билетами на рейсы «Трансаэро».

«Библио Глобус» вчера временно остановил продажи туров в Египет и Доминиканскую республику – как сказано, в связи с перезаключением договора с «Аэрофлотом». Ожидается, что они будут возобновлены к сегодняшнему дню. Основная часть путевок, проданных «Библио Глобусом» на даты до 15 декабря, приходится как раз на эти две страны, по которым «Аэрофлот» обеспечит перевозку клиентов туроператора. Возможно, «Библио» заключит договоры с перевозчиками по другим проданным направлениям, но пока информации о каких-то соглашениях или попытках выйти «Библио» на новых перевозчиков на рынке нет.

При этом после рекомендации Владимира Путина остановить продажи билетов «Трансаэро» в составе турпакетов рейсы этой авиакомпании практически исчезли с сайта оператора. По многим направлениям появилась перевозка других, в основном, национальных перевозчиков. Соответственно, цены туров резко подскочили. Теперь пакет на Кипр рейсом «Аэрофлота» с размещением в отеле Adams Beach на неделю стоит не менее 150 тыс. рублей, рейсом S7 – 162 тыс. рублей. Для сравнения, у «Натали Турс» такой пакет на базе перелета «Ямалом» можно найти за 116 тыс. рублей.

Глава «Библио Глобуса» также сообщил, что компания готова возвращать 100% стоимости путевки клиентам, купившим пакеты на даты до 15 декабря по другим направлениям, если у них еще не выписаны билеты. «Даже если это была перевозка в одну сторону, и клиент не может приобрести билет обратно, мы возвращаем всю стоимость путевки. Если билеты на руках, то перевозка будет. В случае отмены вылетов, финансовая ответственность лежит на авиакомпании», – полагает управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков.

На практике все не так просто. Ситуация на розничном рынке чрезвычайно напряженная. Прежде всего, нет никакой ясности по поводу чартерных программ даже на ближайшие дни. Но, главное, оператор массово аннулирует туры, причем, сотрудники компании упорно рекомендуют аннулировать туры или билеты по инициативе самого же агентства, с соответствующими 100-процентными штрафами и обещанием компенсировать их в будущем. Одно из самых распространенных требований к агентствам – оплатить обратный билет, который сейчас не только купить по бывшей трансаэровской цене, но и зачастую просто найти невозможно. Многие не выдерживают и сами покупают билеты своим туристам. Глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов предупреждает, в этом случае у них мало шансов на получение компенсаций от туроператора, поскольку в функции агента не входит формирование турпродукта и его отдельных составляющих по собственной инициативе.

Отраслевые форумы переполнены сообщениями возмущенных агентов, вынужденных платить вдвое-втрое дороже за уже оплаченные и аннулированные билеты. С другой стороны, немало сообщений и о полученных в полном объеме компенсациях, которые только подогревают страсти. Проблем и вопросов столько, что даже юристы разводят руками. По словам юриста Северо-Западного отделения РСТ Светланы Мержвинской, нынешняя ситуация противоречива по своей сути и дать какой-то один рецепт агентствам просто невозможно: каждая заявка, каждый случай уникален, каждому надо уделить максимум внимания, чтобы выбрать правильное решение. «Пока самолеты «Трансаэро» летают и у компании не отобрали свидетельство эксплуатанта, нам не от чего отталкиваться. «Библио Глобус», агентства и туристы остаются заложниками этой ситуации. Всех их можно считать потерпевшими в коллапсе с «Трансаэро», – уверена она. А «приземлить» «Трансаэро» быстрее тоже нельзя: проверка авиакомпании Росавиацией должна быть проведена со строжайшим соблюдением регламента, иначе у перевозчика появятся основания оспорить его результаты. «В итоге все участники рынка и даже юристы поставлены в экстраординарные условия и вынуждены решать такие же экстраординарные задачи. Мы все сейчас занимаемся риск-менеджментом, и выживут те, кто все просчитывает, владеет логикой. Многие агенты меня порадовали способностью найти нестандартное решение, например, сумели заранее «перекинуть» своих клиентов на безопасные даты, не дожидаясь развития ситуации», – пояснила она RATA-news.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов также недоволен растущим правовым вакуумом вокруг ситуации с билетами «Трансаэро». По его словам, авиавласти в лице Минтранса России и Росавиации должны настоять на прекращении выписки билетов банкротящейся авиакомпании «Трансаэро» туристам, ведь остановка продаж авиабилетов – это определенные юридические действия, которые должны предпринять либо Минтранс, либо Росавиация, либо сама авиакомпания «Трансаэро». Туроператоры продолжали выписывать туры с билетами «Трансаэро», потому что у них до сих пор действуют договоры с авиакомпанией, по которым, кстати, как сообщал Александр Туголуков, предоплачено 4,5 млрд. рублей. Логично, что, если «Трансаэро» не может выполнить свои обязательства, она должна об этом заявить и расторгнуть договор с туроператором.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин разделяет эту точку зрения: «За проблемы в авиационной отрасли турбизнес, тем более, туристы, платить не должны. Полная ответственность за перевозку пассажиров «Трансаэро», купившим просто билеты или в составе туров, полностью лежит на Минтрансе и Росавиации. Эти обязательства они взяли на себя сами еще 2 октября, назначив координатором перевозки «Аэрофлот». И если «Аэрофлот» уже устал от этой роли, авиавласти должны назвать новых перевозчиков». По его словам, ссылки на финансовые недочеты в отношениях «Библио Глобуса» и «Трансаэро» неактуальны, потому что уже полтора месяца в «Трансаэро» работает менеджмент «Аэрофлота», который мог за это время произвести все необходимые сверки. Кстати, и выписка новых билетов не могла пройти мимо внимания сотрудников «Аэрофлота», ведь для этого желания одного оператора мало. Росавиация, полагают в РСТ, должна сейчас принять исчерпывающие меры в соответствии с данными ранее обязательствами по перевозке пассажиров «Трансаэро» и возврату средств за аннулированные билеты. Тем более что нынешних проблем у «Трансаэро» могло и не быть, если бы регулятор более тщательно выполнял свои функциональные обязанности.

 

Светлана Ставцева, RATA-news