«Ковид пройдет, а репутация фирмы останется»
В компании «Вокруг света» в целом довольны результатом летнего сезона. Специализация на экскурсионных турах по России позволила туроператору быстро выйти из карантина и хорошо отработать июль-август.
«Июль был, по меньшей мере, не убыточным, а август показал результат на 30% выше, чем год назад, причем и по объемам, и по рентабельности. У нас было больше народу за счет увеличения количества минигрупп и корпорантов. Отлично прошел сентябрь с программой кэшбэка. Рассчитываем, что и стартовавшее сегодня продолжение акции будет успешным», – сказала RATA-news директор компании Татьяна Николюк.
У оператора порядка 10 тысяч постоянных клиентов. Из-за карантина 70% решили перенести туры на другие даты, с остальными компания полностью расплатилась. «Решили не использовать постановление правительства о переносе выплат на 2021 год. Если партнеры возвращали средства нам, мы сразу же переводили их туристам. У нас много возрастных клиентов, которые годами путешествуют с нашей помощью, поэтому человеческий фактор стал решающим – ведь ковид пройдет, а репутация фирмы останется», – подчеркнула г-жа Николюк.
Несмотря на всю сложность и негативные последствия пандемии, глава компании отметила и плюсы новой реальности. Например, те же минигруппы. «Фактически это вип-обслуживание по цене сборного тура. Микроавтобус на 5-10 человек, гид в музее для небольшой группы – все это гораздо комфортнее, чем для 30 экскурсантов. Думаю, когда коронавирус кончится, туристам уже не захочется ездить в больших группах», – говорит она.
Среди позитивных перемен Татьяна Николюк также назвала реальный интерес к России – люди поехали по своей стране, больше уделяли внимания регионам. Туристические приоритеты россиян меняются, и это к лучшему. Повысился и профессионализм турагентов, теперь многие знают, что и как предлагать на внутреннем рынке.
Из минусов г-жа Николюк упомянула, к примеру, слишком быстрые перемены в условиях работы музеев. «Сегодня они работает по одним правилам, а завтра уже по другим. Могут без предупреждения поменять выставку. Зачастую о переменах не успеваем сообщать туристам. Сложно работать с транспортниками, гидами в разных городах, точками питания, со всеми надо заново договариваться, – заметила она. – Впрочем, туристы нас поддерживают, говорят – только ничего не отменяйте, мы обязательно поедем. И я очень горжусь нашим отделом продаж, менеджеры справляются с большим потоком людей, переносами, возвратами и т.д.».
По словам эксперта, люди на карантине очень скучают по экскурсионным турам, особенно те, кто привык постоянно ездить на 2-3 дня, уикенды. «Сделали горячую линию для таких туристов, успокаиваем их, что никуда не денемся, все в порядке. Пока были на карантине, проводили бесплатные вебинары для клиентов, собрали большую аудиторию. И когда поездки разрешили, люди были уже подготовлены. Сейчас никого уже не останавливает динамический рост цен у РЖД и авиаперевозчиков. Решение принимают чуть ли не накануне выезда. Это нормально, я удивилась бы, если было бы иначе. Например, звонят в понедельник, чтобы поехать в выходные, бывает, даже возмущаются, если в группе не осталось мест», – рассказала Татьяна Николюк.
На Новый год продано в общей сложности 30% туров. Это мало для середины октября, если сравнивать с прошлым годом. Новогодней столицей России в этом году стала Калуга, одна группа туда уже полностью выкуплена, вторая загружается. В новогодний период группы неплохо набираются в Кострому, Брянск, Белгород, Тамбов.
Эксперт отметила, что в условиях второй волны пандемии пожилых людей, скорее всего, надолго оставят дома, а ведь именно эта категория туристов – основная аудитория экскурсионного туризма. Сейчас пошли аннуляции по сборникам из-за того, что заблокированы социальные карты москвичей, пенсионеры не желают платить за транспорт, да и опасаются лишний раз выходить из дома. «Но снимать группы нельзя, иначе агентства потом не будут с нами работать. Все группы на грани – то ли поедут, то ли нет. На ближайшие выходные у нас заявлено пять сборных экскурсий. А вдруг кто-то заболеет? Но мы готовы отправлять даже с небольшим убытком, это наша ответственность перед туристами и партнерами», – подчеркнула Татьяна Николюк. С другой стороны, россияне, хоть и боятся второй волны, все же пытаются перед ней проскочить, это подгоняет туристов – «скоро всё закроют, и вообще никуда не успею съездить».
На нет сошел и школьный туризм. Зато корпоративные клиенты – предприятия, профсоюзы ездят. «У нас весной зависли огромные суммы от корпорантов, но они корректно себя повели, все перенесли. Есть незначительные потери из-за перевозчиков, но в целом все позитивно», – уточнила г-жа Николюк.
Наталья Панферова, RATA-news