Travelport с 18 января

Как Белоруссия помогла Кавминводам восстановить объемы продаж

Итоги прошлого года не порадовали операторов, предлагающих санаторно-курортный отдых в Кавминводах. Тогда они были вынуждены пересмотреть свои планы на 2021-й в меньшую сторону. Сейчас, как показал опрос RATA-news, ситуация на направлении выглядит совершенно иначе, игроки констатируют существенный прирост объемов.

«Спрос на Кавминводы нас порадовал, объемы выросли на 50% по отношению к показателям 2020 года. Сейчас хорошо бронируют и межсезонье, и Новый год. Кстати, доля Кавминвод в наших новогодних и рождественских продажах выросла. Обычно они занимали 2-3% от общего объема поездок, а по итогам года будет не менее 5-6%», – сообщил генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Одной из возможных причин он назвал тот факт, что из продаж почти полностью выпала Белоруссия, бывшая важным направлением медицинского туризма и серьезным конкурентом Кавминводам. «За последние два года выезд в Белоруссию упал в 6-8 раз. Возможно, эти туристы вернулись на российские лечебные курорты, то есть произошло перераспределение турпотока по аналогии с выездом за рубеж», – уточнил он.

Как добавила коммерческий директор компании «Профкурорт» Марина Розанова, план на год по Кавминводам перевыполнен, однако он изначально был уменьшен. «Рынок напуган пандемией и ограничениями, мы тоже были настроены пессимистично по поводу зимне-весеннего периода. На высокий сезон запланировали показатели на уровне 2019 года – и перевыполнили их, получив объемы больше примерно на 5%. Но как закончится год, судить трудно, на спрос повлияли недавно введенные ограничения в Москве. На них отреагировали фонды соцзащиты, контингент 65+, и пошли аннуляции, подпортившие картину продаж», – сказала наша собеседница.

Для Кавминвод октябрь – высокий сезон, на загрузку сыграла и программа кэшбэка, на нее особенно хорошо отреагировали профорганизации. «Профсоюзы имеют скидки 20%, плюс еще 20% кэшбэка. Так что этот канал продаж продвинулся больше, чем коммерческий сегмент», – подчеркнула г-жа Розанова.

Сергей Ромашкин не считает, что кэшбэк так уж сильно повлиял на загрузку, больше половины года рынок успешно работал без этой акции. Он отметил спрос на более дорогие объекты размещения, впрочем, этот тренд наблюдают несколько последних лет. В санатории едет довольно обеспеченная публика, средний чек по лечению в два раза выше, чем по пляжному отдыху – и сроки поездки продолжительнее, и средняя суточная стоимость проживания в санаториях примерно на 30-50% выше, чем в пляжных отелях такого же уровня. «Если сутки в хорошем отеле стоят 3,5-4 тысячи рублей в Краснодарском крае, то в хорошем санатории цена давно уже вышла за 5 тысяч. Общая стоимость поездки на человека выходит 60-90 тысяч рублей с дорогой», – говорит эксперт. Стоимость ночи в среднем выросла на 4% по всем санаториям по сравнению с 2020 годом, на 14% – с 2019-м.

По словам Марины Розановой, Новый год бронируют активнее, чем в прошлом году, но не лучше, чем в 2019-м. Востребованы более дорогие объекты высокого уровня. Она согласна, что это может быть связано с аудиторией, ранее отдыхавшей на зарубежных лечебных курортах. «Поэтому и сторонние, и наши собственные санатории высокого уровня показали большой рост к 2019 году, а эконом-класс до этой планки не дотянулся, – сказала она. – Но загрузка в следующем году будет зависеть от впечатлений, с которыми «зарубежные» туристы вернулись домой. Мы же все помним, как получилось с Крымом. Все было сделано для того, чтобы люди туда поехали, а отзывы были негативные, и это отразилось на загрузке в следующем сезоне».

В компании «Интурист» Кавминводы весь этот год продавались ровно, хорошо сработал и кэшбэк, и собственная маркетинговая активность оператора. И даже введение ковидных ограничений не привело к падению продаж, сообщила директор по связям с общественностью Дарья Домостроева.

«Осень никогда не была низким сезоном для этого направления, к концу августа ноябрь уже был распродан, хорошо заполнился и декабрь. Спрос высокий, на Новый год мест практически не найти. А объекты, выставившие цены на будущий год, уже бронируют на лето», – заметила коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. По ее оценкам, Кавминводы на новогодний период выросли более чем на 30%. Эксперт объясняет это, среди прочего, отсутствием дополнительных ограничений, QR-кодов и ПЦР-тестов при заселении и т.д. А в целом рост составил более 25% по сравнению с 2020-м, и 33% с 2019-м.

Наталья Панферова, RATA-news