Тревелпорт

Железнодорожному туризму не хватает законодательной базы

Эксперты видят большие перспективы в развитии путешествий по России на поездах, это будет способствовать росту внутреннего туризма и освоению территорий. Однако для развития этого направления надо законодательно утвердить сами понятия «железнодорожный туризм» и «железнодорожный круиз», а также отделить, наконец, «туриста» от «пассажира».

Возрождение железнодорожного туризма – одно из важных направлений развития внутреннего туризма. «Это абсолютно логичное решение для нашей страны с ее расстояниями и разветвленной сетью железных дорог. Поезд – отличная возможность добраться до малых городов, сэкономить на гостинице, избежать автомобильных пробок», – сказала RATA-news руководитель комиссии по железнодорожным перевозкам РСТ Сусанна Старцева.

Турбизнес заинтересован в создании мультирегиональных маршрутов, которые позволили бы путешествовать семьями, классами и охватывать большие территории. «Мы взаимодействуем с Федеральной пассажирской компанией, которая также видит растущий интерес к таким поездкам. Обсуждаем вопросы упрощения тарифной системы, процедуры бронирования вагонов и организации туров. Принято решение о создании проектной рабочей группы по развитию железнодорожных туристических перевозок», – говорит г-жа Старцева.

На недавней онлайн-встрече с представителями турбизнеса генеральный директор ФПК Владимир Пястолов отметил, что ФПК активно выступает за развитие железнодорожного туризма и его популяризацию на региональном уровне. «Благодаря широкой маршрутной сети мы можем перевозить индивидуальных путешественников и большие организованные группы в самые отдаленные уголки страны, – сказал глава ФПК туроператорам. – Мы можем предоставить питание, душевые комнаты. И наш сервис по комфорту не будет уступать некоторым отелям. У железнодорожного транспорта много преимуществ, и их нужно использовать максимально».

Особенно перспективны так называемые железнодорожные круизы, в которых днем туристы совершают экскурсии, а вечером и ночью едут по маршруту дальше. То есть поезд выступает средством не только передвижения, но и размещения. В советские годы это был довольно распространенный вид туризма, круизы были длительностью неделя и даже больше. Сегодня можно говорить о постоянно действующем одном железнодорожном круизе такого формата – по Транссибирской магистрали.

Как рассказала Сусанна Старцева, маршрут организуют совместно «РЖД Тур» (поезд «Императорская Россия») немецкая компания Lernidee Еrlebnisreisen GmbН (поезд «Царское золото») и английская фирма GW Travel (поезд «Золотой Орел»). Его основные клиенты – иностранные туристы. «На рынке представлены также туры выходного дня, но это, как правило, единичные корпоративные заказы. Есть еще сборные туристические поезда для новогодние поездок на родину Деда Мороза в Великий Устюг, – говорит г-жа Старцева. – Зато довольно много однодневных туров в регионах. Их организуют на паровозной тяге или на электропоездах пригородного сообщения».

По словам эксперта, железнодорожным туризмом активно занимаются 7-9 туроператоров, среди них «РЖД Тур», «Проект Ретропоезд», «Профцентр» (Самара), «Транссибирский экспресс», «Тари Тур», «Интурист», Romanova Travel (Нижний Новгород). Но есть ряд факторов, которые серьезно мешают ему развиваться. И один из главных – высокие цены, в том числе на круизы, из-за дорогой аренды подвижного состава. Сегодня железнодорожные перевозки в некоторые регионы по своей стоимости оказываются на уровне авиационных.

Турбизнес надеется, что нынешняя поддержка государства внутреннего туризма, в том числе в виде субсидирования, достанется и железнодорожному туризму. Правда, пока процесс идет тяжело. Государство готово помочь, но упирается в правовой тупик. Как говорит Сусанна Старцева, дело в том, что в России сейчас нет законодательного понятия «железнодорожный круиз», есть только «пассажирская железнодорожная перевозка». В итоге, средства, выделяемые на туристические поездки по железной дороге, проходят мимо.

Так, до сих пор не утвержден проект постановления правительства «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на осуществление семейных поездок железнодорожным транспортом общего пользования в купейных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий, в целях повышения конкурентоспособности внутреннего туристического продукта». Он был разработан минувшим летом.

Законодательно не существуют и туристические поезда. «К ним до сих пор предъявляются те же требования, что и к обычным пассажирским, поэтому у нас очень мало вагонов, удобных для длительных путешествий», – пояснила г-жа Старцева.

«Переоборудование не так сложно, и мы работаем над этим совместно с ФПК. Но в нормативной базе железнодорожных перевозок нет и «туриста», так что пока у нас по железной дороге ездят только пассажиры. Законодательное закрепление понятий точно бы ускорило процесс развития этого вида туризма», – полагает Сусанна Старцева.

Светлана Ставцева, RATA-news