Тревелпорт

Сергей Шпилько: «В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»

Если срочно не заняться решением проблем, которые дают о себе знать уже сегодня, нынешний рост въездного туризма может замедлиться, а то и смениться кризисом в этом сегмента рынка. Об этом заявил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, выступая в минувшую субботу на Гайдаровском форуме в Москве.

RATA-news попросила главу РСТ рассказать подробнее, о каких проблемах идет речь и есть ли возможность избежать кризиса.

 

- Вы считаете, что Россия стоит на пороге кризиса въездного туризма или имеется в виду отдаленная перспектива?

- Я бы говорил о среднесрочной перспективе, и это вероятный сценарий, которого, впрочем, еще можно избежать. В любом случае, в ближайшие два-три года, в том числе благодаря Чемпионату мира по футболу 2018, показатели въездного туризма будут расти – и по численности размещений в гостиницах, и по количеству ночевок, и по доходам, и по налоговым поступлениям в бюджет. Касается это и доходности на гостиничный номер (RevPAR), и среднего тарифа (ADR).

Однако в высокий сезон спрос на поездки в Россию начинает превышать предложение. Соответственно будут активнее расти цены, возникает дефицит качественного номерного фонда и других ресурсов формирования турпродукта. А это, в свою очередь, может через несколько лет привести к снижению конкурентоспособности отечественного турпродукта и антирекламе страны как туристического направления. Именно так было в период с 2004-го и до экономического кризиса 2008-2009 годов.

Выступая на форуме, я привел цитату из своей статьи в журнале «Финансовый эксперт» за 2004 год: «Сейчас есть основания предположить, что страна стоит если не на пороге очередного кризиса въездного туризма, то, по крайней мере, серьезного торможения темпов его роста». Так и случилось, и это видно на динамике международных прибытий из стран дальнего зарубежья за 2004-2009 годы. Прибытия из стран СНГ исключены, чтобы картину не искажала трудовая миграция.

 

 

Международные прибытия из стран дальнего зарубежья в Россию

1991-2015 гг. (млн)

- А что случилось сейчас, что изменилось по сравнению с предшествующим периодом, почему возникла в перспективе угроза кризиса?

- Во въездном туризме на смену рынка покупателя приходит рынок продавца. До последнего времени показатели въездного туризма тоже росли. Конечно, из-за экономических и политических проблем этот сегмент рынка лихорадило, в частности, в 2014 году, но, в конечном счете, динамика была впечатляющей. В качестве примера можно взять Москву, которая принимает сегодня больше всего иностранных туристов. В 2015 году услугами коллективных средствах размещения Москвы воспользовалось 2,1 млн иностранных граждан, что составляет 37% этого показателя по стране в целом.

 

 

Динамика показателей развития гостиничного комплекса Москвы

2010-2015 гг.

Но все время с 2009 года предложение гостиничных услуг в столице превышало спрос, поэтому цены на размещение росли медленно, было много спецпредложений, шла борьба за каждого клиента. В итоге загрузка выросла до 70-75%, а у сетевых гостиниц в высокий сезон еще больше. Этому способствовал и разворот к развивающимся, в частности, азиатским рынкам, начатый еще до экономических санкций и резко ускорившийся в связи с обострением внешнеполитической ситуации. Не случайно у нас так динамично растут туристические прибытия из Ирана, Южной Кореи, Индии, Израиля и целого ряда других стран. А в числе лидеров есть страны с большой емкостью рынка и стремительно растущим выездных туризмом. Один Китай чего стоит. К тому же начал восстанавливаться турпоток из Европы, по крайней мере, групповой, прибывающий через туроператоров, который несколько просел в 2014-2015 годах.

Таким образом, если до 2016 года предложение услуг размещения в высокий сезон превышало спрос, то теперь по качественному номерному фонду наметилась обратная тенденция. В этой ситуации московские гостиницы, которых, к тому же, поджимает рост издержек, выставили туроператорам на 2017 год цены выше прежних на 10-15%. Что само по себе не критично, если в дальнейшем этот рост не ускорится. Тем более что в Москве вводится много новых отелей, что способствует сохранению конкурентной среды.

В Санкт-Петербурге ситуация сложнее. В высокий сезон гостиницы уже битком, и не только из-за популярности города, но и потому, что номерной фонд там вдвое меньше, чем в столице. В Москве, по данным Росстата, в 2015 году было 50,1 тыс. номеров, а в Петербурге – 25 тыс. А туры для иностранных туристов в абсолютном большинстве включают посещение и Москвы, и Питера. Поэтому и цены, выставленные питерскими отелями туроператорам на нынешний год, увеличились уже на 15-30%, а то и больше. Туроператоры вынуждены сокращать сроки пребывания туристов в Петербурге, включая в программу посещение других городов.

 

- То есть проблема в нарастающем дефиците номерного фонда?

- Не только. Остро не хватает современных туристических автобусов, предназначенных для междугородних перевозок – с большим багажником, соответствующей компоновкой салона, удобными для дальней дороги креслами и т.д. Сложности возникают с посещением туристическими группами популярных музеев, в частности, московского Кремля. Не хватает гидов с редкими языками, которые очень нужны для работы – и с китайскими группами, и с туристами из других восточных, да и ряда европейских стран.

Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа.

 

- Вы полагаете, что все эти проблемы можно решить оперативно?

- Во всяком случае, надо срочно расшивать узкие места на пути турпотоков, от номерного фонда до виз. Не случайно в списке наиболее растущих по прибытиям стран – безвизово-групповой Китай, безвизовые Южная Корея и Израиль, а в бытность безвизового въезда в нем была и Турция.

Главное сейчас – активнее наращивать качественный номерной фонд, учитывая, что средний срок реализации гостиничного инвестиционного проекта составляет три-пять лет. Необходимо создать инвесторам условия не хуже, чем в Европе. Не душить коллективные средства размещения в регионах налогами на землю и имущество при переходе на кадастровую оценку. Не спешить с курортным сбором.

И, конечно, надо оперативно решать и другие упомянутые проблемы. Например, по туристическим автобусам – путем их централизованной закупки, обнулением таможенных пошлин на машины с двигателями Евро 5 и Евро 6.

А по большому счету, надо делать новую федеральную программу развития внутреннего и въездного туризма, которая полнее учитывала бы последние тенденции мирового туристического рынка и содержала новые подходы к решению старых проблем.

 

- Почему вы упоминаете, в основном, Москву и Петербург?

- Замечательно, что больше иностранных туристов стали принимать Казань, Сочи, пользуются популярностью Золотое кольцо, Байкал, Камчатка и другие регионы. И расширение этой географии, включая и Крым – одна из важнейших задач. Но пока, повторю, по данным Росстата, больше 55% размещавшихся в российских гостиницах иностранцев и львиная доля организованного въездного турпотока приходится на отели Москвы и Петербурга.

Впрочем главные «въездные» проблемы у регионов общие. Необходимо оптимизировать соотношение цены и качества турпродукта, расширить его ассортимент и создать предложение в объеме, необходимом для удовлетворения спроса. Иначе кризисный сценарий развития въездного туризма, пусть не сейчас, но в недалекой перспективе становится неизбежен.

Не будем забывать, что дефицит платежного баланса России по статье «Поездки» за 1995-2014 годы вырос с $7 млрд до $38 млрд. Иными словами, граждане России вывозили за рубеж валюты в пять с лишним раз больше, чем ввозили к нам иностранцы. Сейчас, условиях снижения выездного туризма, дефицит по этой статье баланса несколько сократился. Но в корне изменить эту ситуацию могут только неотложные и кардинальные меры.