Travelport с 25 октября

№5251

Приглашаем на онлайн-конференцию по актуальным правовым вопросам в туризме

18-19 февраля в ходе 10-часового онлайн-марафона эксперты в сфере правового регулирования туристической деятельности подробно рассмотрят все важные изменения в законодательстве для турбизнеса, в том числе в различных правилах оказания услуг турфирмами, отелями, транспортными компаниями. Будут рассмотрены типовые договоры, правила финансового обеспечения, новое в расчетах с туристами, налогах и учете, проблемы возврата льготных кредитов и многое другое.

Особый акцент эксперты сделают на практике рассмотрении споров с туристами в связи с переносами туров в период пандемии.

Также участники узнают про значительные изменения в законодательстве о госконтроле – в 2021 году вступят в силу два новых масштабных закона.

Организатор конференции – отделение РСТ на Северо-Западе.

В пакет участника войдут: 10 часов консультаций по программе, презентации экспертов, примеры документов, соглашений с туристами, доступ к видеозаписи, сертификат.

Подробности и регистрация по телефону +7-911-182-43-91 и на сайте мероприятия.

Плюсы и минусы программы льготных кредитов на строительство отелей

Правительство РФ утвердило программу выдачи льготных кредитов на создание объектов туристической инфраструктуры, включая строительство отелей. Речь идет о длинных займах сроком до 15 лет по низким ставкам от 3% до 5% годовых вместо сегодняшних примерно 10%.

«Такое решение позволит привлечь новых инвесторов в эту сферу, предприниматели получат необходимую гарантию. При этом условия ведения бизнеса будут понятными, прозрачными. Льготные кредиты можно будет использовать для строительства или реконструкции гостиниц и многофункциональных комплексов, которые включают санатории, спортивно-оздоровительные центры, выставочные площадки или объекты культуры», – сказал на оперативном совещании премьер Михаил Мишустин.

Льготный заем будет доступен организациям, не имеющим задолженности по зарплатам перед работниками и просроченных налоговых платежей. Потенциальный заемщик также не может проходить процедуру ликвидации или банкротства. Полученные средства предназначены на строительство или реконструкцию гостиниц площадью не менее 5 тыс. кв. м или с фондом от 120 номеров. В проект также включены отели, расположенные в офисных или торгово-развлекательных комплексах, если их фонд превышает 150 номеров.

По словам инвестора отеля Hotel Indigo St-Petersburg Tchaikovskogo 5*, соруководителя комитета РСТ по гостиничной деятельности Виктории Шамликашвили, помимо очевидных плюсов – потенциально довольно низкая ставка и длительный срок займа – в программе есть и минусы. Например, не учтено, что в условиях пандемии большинство отелей так или иначе вынужденно задерживают налоговые выплаты. «И как быть тем, кто ранее уже взял кредиты по очень высоким ставкам и на меньший срок, инвестировал при курсе 25 рублей за доллар против сегодняшних 75? Почему отельеры лишаются возможности рефинансировать существующие задолженности? И почему бы не помочь тем, кто уже вложился, а не только будущим инвесторам?», – задается вопросами г-жа Шамликашвили.

Эксперт также заметила, что объемы инвестиций, например, в Санкт-Петербурге, Калмыкии и на Камчатке будут различаться. Разные «судьбы» у городских и загородных объектов размещения. Например, отели Петербурга и Ленобласти по-разному переживают пандемию – городские проседают, а загородные получили то, чего никогда ранее не имели. «Другое дело, что, когда откроются границы, в область поток, к сожалению, сильно сократится, а городские отели имеют высокие шансы вернуть своего потребителя», – уверена Виктории Шамликашвили.

Как пояснил управляющий партнер Cronwell Hotels & Resorts, вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин, если инвестор вкладывает в строительство собственные средства, то, как правило, отель окупается в течение 10-12 лет. «По сути, инвестор теряет в стоимости своих денег, вложенных в начале проекта, те же 3-5% – они дешевеют. Соответственно, кредит под 3% и есть собственные деньги. И если кредит, как я понимаю, будут давать, под проектное финансирование – то есть источником обслуживания долговых обязательств становятся денежные потоки, генерируемые проектом, то инвестору не придется искать залог на всю сумму кредита. А это важнее, чем даже низкий кредитный процент», – подчеркнул он. В этом случае государство выступает гарантом перед банком и погашает разницу между ставками, ведь банки не будут работать в убыток. «Фактически это субсидирование процентной ставки, поэтому государству придется очень внимательно проверять инвестиционные проекты. И здесь важно, кто будет оценивать бизнес-планы и давать финансовое заключение», – сказал эксперт.

По его мнению, крайне важно не только выдавать кредиты, но и обеспечить длительную стабильную работу бизнеса: «Все должно развиваться комплексно. Допустим, дали мне дешевый кредит, я выбрал место для строительства. Но еще до этого мне надо понимать, как государство планирует развивать этот регион – где и когда будут строить дороги, парковки, туристическую инфраструктуру и т.д. Иначе даже самый грамотный проект обречен на неудачу».

Как отметил Андрей Уманский, президент группы компаний «Алеан», владеющей отелями в Анапе и Сочи, программу льготного кредитования давно ждали. «Мы рады, что программа утверждена, но, как известно, дьявол кроется в деталях. Нужно понять все нюансы, связанные с получением денег и отчетностью. При благоприятном раскладе мы бы воспользовались программой. У нас есть несколько инвестиционных проектов, к реализации которых планируем привлекать финансирование. И, конечно, это нас серьезно поддержит», – подчеркнул он.

Руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма российского офиса компании Cushman & Wakefield Марина Смирнова согласна: отрасль давно ждала эти льготы, и они вполне весомы для девелоперов. Отсутствие долгосрочного и дешевого финансирования называют чуть ли не основной причиной, по которой девелоперы не идут в гостиничные проекты. Во время пандемии офисы и торговые центры закрыли, персонал перешел на удаленку, а в гостиницах пошли массовые увольнения.

«Чтобы не нарушать трудовое законодательство, владельцы гостиниц должны были изыскивать средства и брать кредиты. Другая не менее тяжелая проблема для гостиниц – налоги. Налог на недвижимость может составлять до 15-20%от выручки в первые годы работы отеля. Это неподъемные деньги. Постоянно растущие коммунальные платежи также снижают операционную маржу. А любые льготы обставляются таким количеством требований и процедур, что не у каждого инвестора хватит терпения все это соблюсти. Мне кажется, на рыночную ситуацию существенно сможет повлиять рост спроса на гостиничные услуги, тогда и компенсация ставок будет востребована. В противном случае этой опцией опять воспользуются единичные инвесторы», – считает г-жа Смирнова.

Наталья Панферова, RATA-news

Придется ли туроператорам отвечать по обязательствам турагентов

Руководитель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин предложил ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования турагентской деятельности)» дополнить его особой поправкой.

Суть предложения в том, что туроператоры должны нести ответственность по обязательствам зарегистрированных в едином реестре турагентов, которые после заключения договора с туристом прекратили свою деятельность или обанкротились.

Как отметили в пресс-службе Бориса Пайкина, в тексте законопроекта ко второму чтению прописано, что «исключение сведений о турагенте из реестра, прекращение его полномочий по продвижению и реализации турпродукта не прекращает действие ранее заключенных договоров». «Также и туроператор в этом случае не освобождается от обязанности обеспечить туристам услуги по договору», – говорится в документе.

В первом чтении законопроект был принят 12 мая 2020 года. Согласно документу, закона наличие в реестре записи о турагенте с информацией о конкретном туроператоре будет подтверждением того, что между ними действительно заключен договор о реализации и продвижении турпродукта. Это, в частности, поможет туристу избежать передачи денег мошенникам. А регулирующие органы смогут, наконец, узнать, какое количество агентов реально работает на туристическом рынке. До пандемии считалось, что таковых 20-30 тысяч, но цифра, по большому счету, была взята «с потолка».

Законопроект предусматривает, что реестр будет функционировать в виде подсистемы Единого федерального реестра туроператоров и вести его также будет Ростуризм за счет бюджетных средств.

Ко второму чтению законопроект планируется обсудить на заседании профильного комитета Госдумы 16 февраля, на рассмотрение палаты он может быть вынесен 10 марта.

Генеральный директор компании «TUI Россия» Тарас Демура считает, что предложенная поправка не защитит туриста, а вызовет обратный эффект, который негативно отразится на отрасли. Например, это может стать поводом для создания «пирамид» и мошеннических схем недобросовестными участниками рынка.

«В практике каждого туроператора были ситуации, когда к нему обращались туристы прекратившего деятельность агентства. И далее выяснялось, что клиенты оплатили тур полностью, а агентство полученные деньги оператору не перевело или, в лучшем случае, внесло предоплату», – сказал RATA-news Тарас Демура.

Он отметил, что в статье 10.1 отраслевого закона прописано обязательство турагента о передаче денежных средств за турпакет туроператору, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором между турагентом и туроператором. Кроме того, турагент по закону должен нести ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации турпродукта.

«Если законодатели хотят защитить права туристов, им следует не перекладывать ответственность на туроператоров, а усилить контроль за деятельностью турагентов и ужесточить ответственность для недобросовестных компаний, – продолжает г-н Демура. – Тем более что в ситуациях, когда турагент незаконно присваивает деньги клиентов, туроператор также является пострадавшей стороной, несет репутационные потери».

Как считает Тарас Демура, в случае принятия поправки туроператоры могут создавать барьеры, отсекающие слабые турагентства, например, вводить депозиты. И соответственно развивать каналы прямых продаж, чтобы не нести дополнительные убытки. «В результате, агентства, с которыми туроператоры не заключат договор, будут вынуждены уходить с рынка, их сотрудники пополнят ряды безработных. С одной стороны, это ускорит переход в онлайн, с другой – в небольших городах может не остаться ни одного турагентства, что создаст неудобства для туристов, кто привык покупать путевку в офисе», – подчеркнул глава «TUI Россия».

«Такая анкета не будет способствовать привлечению туристов в Россию. И это очень обидно»

Утвержденный МИД РФ состав сведений, которые будут запрашивать у иностранных граждан при оформлении электронной визы, может отпугнуть туристов. Это сведет на нет эффект от упрощения визового режима – так считают зарубежные представители Российского союза туриндустрии.

Напомним, приказ МИД РФ №22683 был подписан 14 декабря 2020 года. На его основе будет составлена анкета из более 50 пунктов. Содержание приказа стало поводом для обращения руководителей Российского союза туриндустрии, Российской гостиничной ассоциации и Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров к вице-премьеру и министру иностранных дел РФ с просьбой внести изменения в обозначенный состав сведений: уменьшить количество пунктов и исключить те вопросы, которые могут вызвать наиболее негативную реакцию у потенциальных гостей нашей страны.

Мы попросили зарубежных представителей РСТ посмотреть этот приказ и высказать свое мнение по этому поводу.

Гернод Лооозе (Австрия, Германия, Швейцария): «Сведения, которые должны будут предоставить туристы, явно избыточны. В Германии даже при приеме на высокие должности от заявителей не требуют такого количества информации. Особенно смущает необходимость указывать социальные сети, а также личные данные родственников. Все это отталкивает от решения поехать в Россию.

На мой взгляд, лучше оставить те пункты, которые содержались в анкете для посещения Санкт-Петербурга и Ленобласти».

Александр Фолько (Китай): «Анкета очень большая. Причем цель некоторых вопросов не совсем понятна. Есть и такие, где при желании можно и соврать, если сильно надо. Почему бы не использовать анкету, которую заполняют для обычной визы, остается загадкой.

Китайцы, конечно, привычны к разным бюрократическим штучкам. Но какую-то часть желающих такая анкета точно отпугнет, а кто-то пойдет и сделает обычную визу через туркомпанию. Без вопросов о взрывчатых веществах, участии в политических акциях и так далее».

Марина Морозова (ОАЭ): «Много лишнего и непонятного. Зачем вопросы о предыдущем гражданстве и столько вопросов об имущественном положении и уголовной ответственности, в том числе, ранее погашенной. Про платежеспособность можно спросить иначе – есть уже стандартные вопросы-требования относительно минимального необходимого объема средств на период поездки. А зачем для получения туристической визы указывать родственников? Считаю, что запрашивается избыточная информация. На мой взгляд, вообще вопросов должно быть не больше 8-10».

Игорь Казин (Чехия): «Я бы убрал откровенно непонятные иностранцам вопросы. Например, запрашивается личный идентификационный номер. Но в Чехии каждому гражданину присваивается свое личное число, так называемое «родне», и поймут ли чехи этот вопрос в анкете, не уверен. Я точно бы убрал вопросы про иные гражданства.

Однозначно лишние вопросы про места работы с адресами-телефонами (!) за последние два года. Лишние вопросы про социальные сети и образование. Какое это имеет отношение к турпоездке?

Но в целом, думаю, сама возможность открыть визу таким способом пересилит нежелание отвечать на «непонятные» вопросы. То есть туристы из Чехии будут это все заполнять. С долей лукавства, возможно, и, конечно, поругивая ее создателей, но будут».

Катерина Демеотис (Франция): «Я сравнила новую анкету с действующей, и у меня возникло много вопросов. Например, как надо понимать пункты 1.3 и 1.4 – «фамилия имя и отчество, указанные в машиносчитываемой строке паспорта» и «фамилия, имя, отчество, указанные в зоне визуальной проверки паспорта». Надеюсь, будут даны соответствующие разъяснения, чтобы туристы понимали, о чем идет речь.

Мне кажется лишним вопрос про страны, которые турист посетил за последние три годы. Французы очень много путешествуют, вспомнить все страны, учитывая, что в ЕС печати в паспорте не ставят, сложно.

Согласно пунктам 3.2, 3.3, 3.4, даже если человек едет один, нужно указать гражданство ближайших родственников. Зачем? Адрес, телефон – это можно было бы понять, если имеется в виду необходимость связаться с кем-то при несчастном случае. Но тогда зачем указывать место рождения?

Вопросы про социальные сети и мессенджеры, про места работы за последнее время – явно слишком личные.

Раздел 5 про навыки владения оружием, военную службу, участие в вооруженных конфликтах и участие в некоммерческих организациях на территории РФ однозначно не способствует желанию поехать в Россию. Чем проще оформить документы, и желательно без посредников, тем выше привлекательность страны, которую вы решили посетить».

Марлен Родригез (Испания): «Анкета очень большая и откровенно инвазивная, глубоко проникающая. Она потребует много времени, хотя некоторые из пунктов явно лишние, не имеют отношения к туризму. Например, вопросы про военную службу, про страны, где человек был за последние три года, – все это было бы понятно при оформлении многократной визы.

Анкета на туристическую электронную визу должна быть проще. Такая, как была во время чемпионата мира по футболу-2018. Чем анкета проще, тем больше интерес туристов и тем легче нам будет направлять их в Россию».

Илона Ансоне (Латвия, Литва, Эстония): «На мой взгляд, вопросы недружественные. Они затрагивают личное пространство не только самого заявителя, но и его друзей, родных. Люди и так себя чувствуют сейчас под сплошным контролем, а тут еще явные указания на потенциальное отслеживание.

Вопросы про оружие, судимость более-менее понятны, но то, как они сформулированы, вызывает отторжение и напоминают времена железного занавеса. Ведь речь идет не о командировке на спецобъект, а о турпоездке. Такая анкета не будет способствовать привлечению иностранных туристов в Россию. И это очень обидно».

Светлана Ставцева, RATA-news

MITT ждет вас в «Крокус Экспо» с 16 по 18 марта

Посетите 27-ю международную туристическую выставку MITT, которая пройдет с 16 по 18 марта в «Крокус Экспо» (станция метро «Мякинино»).

Получите бесплатный билет, используя промокод RATA.

В этом году особенно важно:

- найти решения для адаптации туристической индустрии к новым бизнес реалиям;

- лично пообщаться с коллегами и клиентами, найти новых партнеров;

- провести прямые переговоры и договориться о сотрудничестве с выгодными условиями.

Деловые переговоры состоятся в безопасной и контролируемой среде. Подробнее о мерах безопасности на выставке.

На MITT вы познакомитесь с экпозициями Абхазии, Албании, Болгарии, Греции, Израиля, Каталонии, Кубы, Малайзии, Мальдив, Никарагуа, Португалии, Саксонии, Словении, Таиланда, Турции, Черногории.

Приедут туроператоры из Индии, Ирана, Италии, Кении, Латвии, Мадагаскара, Перу, Таиланда, Чили.

Российская экспозиция будет представлена в отдельном зале:

- туроператоры – TUI, «Академсервис», «Арт-Тур, «Картаж Трэвел», «Ост-Вест», «Петротур», «Невские сезоны», «Профкурорт», «Грумант» и другие;

- компании, представляющие технологии в туризме – «ТрэвелЛайн», «Сирена-Трэвел», «Эделинк» и другие;

- курорт Красная Поляна, круизный центр «Инфофлот», «Azal Азербайджанские авиалинии», «Витязь» (авиа- и тревел-компания по Камчатке), азербайджанские санатории Gashalti Health Hotel и Chinar Hotel and Spa Naftalan, круизные компании «ВодоходЪ», «Донинтурфлот», «Ленатурфлот» и другие;

- регионы, подтвердившие своё участие – Тюменская, Саратовская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Воронежская, Тульская, Новгородская, Пензенская, Магаданская, Рязанская, Волгоградская, Ульяновская и Калининградская области, республики Тыва, Калмыкия, Алтай, Дагестан, Татарстан, Адегея, Карелия, Чеченская и Кабардино-Балкарская, Марий Эл, Якутия, Алтайский, Краснодарский, Старопольский, Камчатский и Приморский края, Ростовская область и Ростов-на-Дону, Московская область и Москва, Крым и Севастополь, Ленинградская область и Санкт-Петербург;

- отдых на Байкале представят Иркутская область и Республика Бурятия;

- Норильск и Ямало-Ненецкий АО познакомят с арктическим туризмом.

Насыщенная деловая программа – семинары, конференции, тематические сессии, дискуссионные площадки. Они будут идти в конференц-залах выставочного центра «Крокус Экспо» на протяжении всех трех дней выставки, с 16 по 18 марта.

Полная деловая программа

Место проведения и часы работы

Меры безопасности на выставке

Правила посещения выставки

Морская жизнь Осаки

В осакском океанариуме Кайюкан открывается мир Тихоокеанского побережья – от Большого барьерного рифа до самой Арктики. В пятнадцати огромных аквариумах воссоздано удивительное разнообразие экосистем и морских пейзажей – в них обитают 30 тысяч морских животных 620 видов.

Путешествие по глубинам океана начинается с восьмого этажа, куда посетители поднимаются на эскалаторе. Потом дорожка по спирали спускается вниз вокруг гигантского резервуара. Главная местная звезда – китовая акула, самая большая рыба на планете. Компанию ей составляют скаты манта, акулы-молот, стайки мелких разноцветных рыбёшек.

На четвёртом этаже в куполообразной емкости среди снега и льда резвятся кольчатые нерпы. Этажом ниже сквозь прозрачный потолок можно увидеть, как тюлени ныряют в холодную воду, а потом выскакивают на ледяной мост наверху.

Есть здесь и зона японского леса, где живут восточными бескоготные выдры и гигантские саламандры. В зоне Панамского залива обитают носухи, а в Тасмановом море – тихоокеанские белобокие дельфины.

Подробности на Visitjapan.ru.