Тревелпорт

Швейцария сдает позиции альпийским соседям

По экспертным оценкам операторов, российский турпоток в Швейцарию за зиму сократился на 30-50%. Как показал опрос RATA-news, за последний год направление довольно сильно пострадало в результате экономического кризиса в России. Из-за резких скачков евро, к курсу которого привязан швейцарский франк, местный турпродукт в рублевом эквиваленте подорожал на 50 и более процентов. Ноябрь, декабрь и март в смысле спроса оказались провальными. Основной причиной операторы по Швейцарии считают высокий бюджет поездки, из-за чего многие горнолыжники предпочли отправиться на более доступные по стоимости склоны Австрии, Италии и Франции.

В то же время страна остается в целом стабильным направлением. Сегмент отелей уровня 5* и люкс почти не пострадал, некоторые туристы просто «передвинулись» с люксовых вариантов на «пятерки» и шале, но ниже «четверок» не пошли. В последнее время у клиентов, даже постоянных, стало принято устраивать что-то вроде тендера между туркомпаниями, они долго прицениваются, прежде чем сделать выбор. При этом практически исчезли бронирования отелей 3-4*, снизились продажи групповых экскурсионных туров.

Чтобы удержать туристов, гостиницам надо бы скорректировать цены для российского рынка. С другой стороны, местные отельеры не так уж и боятся потерять клиентов из России, которые никогда не составляли более 10% от общего количества постояльцев. Сейчас в Швейцарии заметно оживление европейского рынка, растет число прибытий из Китая, Индии, Америки. Российские же туристы выходят на первый план только во время январских каникул, когда наступает период низкого сезона для Европы.

Начавшееся бронирование на весну и лету подтверждает, что люди не собираются вовсе отказываться от отдыха. И все же специалисты предвидят непростое лето для Швейцарии, от которой, судя по текущим заявкам, откажутся туристы сегмента среднебюджетных туров. Рассчитывать можно только на «дорогих» клиентов, привыкших выезжать за границу более одного раза в год и по высшему разряду.

Летом городские отели не очень хорошо заполняются, так как страну считают дорогой для отдыха даже сами швейцарцы. И здесь наши соотечественники отчасти занимали полупустые гостиницы, тратили на месте значительные средства. Однако не так много отелей ориентировано на русскоязычный рынок. Те же, кто все-таки рассчитывают на россиян, пытаются привлечь туристов спецпредложениями, объявляют акции на выходные, например, две ночи по цене одной, неделя по цене шести дней, бонусы в виде подарков в номер и т.д.

Операторы обращают внимание, что принимающие компании с пониманием относятся к проблемам, связанным с кризисом в России, и делают все возможное для перелома тенденции к сокращению турпотока. И речь идет не только о скидках. Среди дополнительных опций – бесплатное размещение детей, специальные цены на железнодорожный транспорт и т.д.

По мнению операторов, офис по туризму Швейцарии в России грамотно работает с партнерами и агентствами, его отличает взвешенная политика продвижения и рекламы направления, хорошее знание российского рынка.

Ниже приводим мнения экспертов (по фамилиям в алфавитном порядке):

 

Инна Батищева, компания «Солеанс»: «В осенне-зимний период все почувствовали снижение спроса. На начало сезона пришлось от 30% до 50% спада, на вторую половину зимы – не менее 50%. Многие «пятерки» на новогодние даты предлагали лучшие условия, чем в контракте, к примеру, по минимальному пребыванию в отелях сроком на 7-5-3 ночей вместо традиционных для этого периода 12-14 ночей. В начале года городские отели делали много спецпредложений, а на горных курортах гостиницы цен не снижали.

Спрос на отели 5* остается без изменений, отели уровня 3-4* больше востребованы для семейного отдыха и деловых поездок. Уменьшилось число бронирований индивидуальных экскурсий, зато спросом всегда пользуется безлимитные проездные билеты Swiss Travel Pass, действующие по всей стране и на все виды транспорта».

 

Ольга Белякова, компания «Альпенглюк»: «Продажи по Швейцарии снизились в среднем на 35% еще в ноябре-декабре, в первую очередь, из-за падения рубля. Позже психологический шок прошел, и в январе-феврале продажи, по сравнению с тем же периодом предыдущего года, просели всего на 15%. Цены на размещение изменились только из-за курсовой разницы.

Местные отельеры не снижают расценок для россиян, но пытаются вернуть прежние объемы спецпредложениями: четыре ночи по цене трех, шесть по цене семи и т.д. Наши швейцарские партнеры с пониманием относятся к сложившейся ситуации, продолжают активную маркетинговую политику, в общем – не ставят крест на нашем рынке. Но прогнозы на летний сезон делать крайне сложно. Каждый следующий месяц – настоящая интрига: ситуация на рынке зависит от того, как дальше будет развиваться политическая и экономическая ситуация в мире».

 

Татьяна Клейменова, компания «Джет Тревел»: «Мы заранее скорректировали зимние объемы по Швейцарии. В целом, по сравнению с прошлыми годами, спад составил не менее 50%. На фоне упавшего рубля и выросшего франка в январе-феврале число бронирований заметно упало. Более всего сократились брони от клиентов среднего достатка, которые быстро поняли, что, даже заранее приобретя пакет на горнолыжный курорт по хорошей цене, на месте они потратят намного больше денег, чем в других странах. Однако сегмент luxury-туров продается почти в прошлогоднем режиме.

От летних месяцев по Швейцарии прорыва не ожидаем, все-таки большинство россиян не рассматривают страну в качестве главного направления для единственного отпуска всей семьей. Но поедут те, кто привык ежегодно, иногда по нескольку раз в год, выезжать в Швейцарию, имеют там бизнес или отдали детей в местную школу. Эти клиенты не откажутся от высокого уровня отдыха».

 

Ирина Марчук, компания «Русский Экспресс»: «Швейцария, как и другие европейские направления, пострадала от кризиса: направление дорогое, а люди сейчас хотят ездить дешево. Даже те, кто раньше брал объекты высокого уровня, стараются сэкономить: возможно, поедут уже не в «пятерку», а в «четверку».

По сравнению с прошлым сезоном, объемы продаж с традиционно провального конца января – начала февраля упали примерно в два раза. Это снижение во многом было обусловлено внезапным ростом курса швейцарского франка, привязанного к стоимости евро. Швейцарцы оказались не готовы к таким резким переменам, некоторое время теряли в деньгах и все же были вынуждены поменять уже выставленные цены.

Сейчас мы видим заметное весеннее оживление продаж: туры бронируют на майские праздники, конец апреля, июнь, июль, но все же менее активно, чем в предыдущие годы».

 

Татьяна Молодцова, компания «Бюро-3-Виза»: «Основные бронирования на зиму почти остановились в ноябре, декабрь был провальным. В целом зима по Швейцарии прошла с падением на 30%. Брали, как обычно, горнолыжные туры и индивидуальные путешествия по стране.

В течение последнего месяца мы получаем запросы вплоть до августа, спрашивают отдых на озерах, экскурсионные и активные программы. Возможно, это связано с тем, что упал курс швейцарского франка, или просто подходит время отпусков. В прошлом марте летние туры уже активно продавались, а сейчас бронирования только начинаются. Глубина продаж низкая, максимум две-три недели, да и стоимость туров из-за высокого курса валют склоняет людей к раздумьям.

Чтобы сделать отдых более привлекательным, мы сократили количество дней пребывания в туре, комфортная поездка начинается от пяти дней. Но многие клиенты продолжают запрашивать туры на 7-10 дней».

 

Владимир Попов, компания «Содис»: «Падение зимних бронирований в этом году составило примерно 15-20% по сравнению с предшествующей зимой. Сейчас россияне экономят на всем, бронируют размещение самостоятельно через онлайн-системы и на сайтах отелей. У туристов есть определенный бюджет на поездку, и мы должны уложиться в него со своим предложением. При этом клиенты по-прежнему выбирают «пятерки», но не самое дорогое размещение, как в прошлом году, а номера категорией чуть ниже. Либо запрашивают люксовый отель, но уже в Австрии.

В этом сезоне места можно было найти даже на пиковые даты. Отельеры не спешат со спецпредложениями для российского рынка. К примеру, у нас на сайте сейчас выставлено 312 спецпредложений по Мальдивам, 201 – по Франции, 143 – по Греции, и всего 18 дала Швейцария. Прогнозы на лето не вызывают оптимизма, так как в летний сезон россияне выбирают морские курорты, а туры в Швейцарию остаются экзотикой».

 

Екатерина Ручкина, компания PAC Group: «Количество наших туристов, отдохнувших в Швейцарии этой зимой, снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, интерес к стране сохраняется. На летний сезон спросом пользуются индивидуальные туры с отдыхом на озерах и термальных источниках, экскурсионные и образовательные программы. Растет интерес к вело- и автотурам.

В кризисной ситуации на нашем рынке большинство туристов отказывается, в первую очередь, от индивидуальных трансферов и экскурсий. В сегменте высокобюджетных туров россияне продолжают брать полный пакет услуг. Стабильно востребованы отели 4-5* в Цюрихе, Женеве, на термальных и горнолыжных курортах. Все чаще спрашивают апартаменты с длительным проживанием от двух недель, отдельные дома и шале в живописных местах, в горах или на берегу озера».

 

Андрей Чуркин, компания «Инкотрейд»: «Мы хорошо отработали круглогодичные групповые программы, туры на Новый год. Новогодние заезды показали, что сегмент отелей и шале 5* и люкс менее всего пострадал от кризиса. Падение составило не более 10%. Из-за колебаний курса швейцарского франка средняя стоимость тура в пересчете на рубли увеличилась до 40%. Из-за этого объемы экскурсионных программ в марте снизились на 90% по сравнению с прошлым годом. Майские праздники продаются неплохо.

Горнолыжный отдых просел незначительно. Российский рынок крайне важен для швейцарских горнолыжных курортов, особенно в январе, когда у европейцев наступает низкий сезон, а у нас начинаются Рождественские каникулы. К тому же россияне больше всех тратят на отдыхе. Отельерам придется понижать цены, чтобы конкурировать с французскими и итальянскими альпийскими курортами».

 

Наталья Панферова, RATA-news