Интурмаркет с 1 октября

Можно ожидать, что сезон для туроператоров сложится удачно

По статистике компании «Натали турс», количество ранних бронирований лета 2011 года на 87% превысило показатели прошлого года. На 75% выросло количество проданных туров на июнь, на 109% – на июль, на 137% – на август, и на 120% на сентябрь. Об этом рассказал на прошедшей встрече с журналистами президент «Натали турс» Владимир Воробьев. Он уточнил, что период раннего бронирования – это когда до начала мая туристы покупают туры на июнь-сентябрь, экономя до 30% стоимости тура.

Общаясь с журналистами, г-н Воробьев предложил рассматривать «Натали турс» как некий индикатор рынка и обозначил примерные доли компании по основным туристическим направлениям: Испания – около 40-45% рынка, Италия – 15-20%, Кипр – 20-25%, ОАЭ – 40%, Таиланду – около 25%, Греция – 10%. При этом глава «Натали» отметил, что по Испании доля компании несколько сократилась: «Когда на направление выходят сильные игроки и увеличивают количество перевозки в разы, держать свою часть рынка слишком дорого». В то же время туроператор активно работает на новом для себя египетском направлении. «Если объемы по Египту в целом упали примерно в три раза, то наши даже немного увеличились», – сказал Владимир Воробьев.

Основной вывод, который делает руководитель компании, анализируя результаты раннего бронирования, это наличие изменений в потребительской модели поведения россиян. «В силу каких-то причин российские туристы, подобно европейцам, стали планировать свой отпуск заранее, а не покупать туры за неделю до поездки. Например, на Украине, где «Натали турс» также активно работает, такой тенденции нет, и ни о каком росте ранних бронирований говорить не приходится. На Украине туристы ведут себя так же, как десять лет назад россияне», – сказал он.

«Рост ранних бронирований сопровождается либо сохранением, либо увеличением маржинальных показателей, поэтому можно ожидать, что сезон для туроператоров сложится удачно», – отметил г-н Воробьев. Тем не менее, он предостерег коллег от ошибочных маркетинговых шагов, связанных с переоценкой роста рынка на основе ранних продаж. Некоторые игроки уже это делают, поставив на некоторых направлениях избыточное количество бортов.

По мнению президента «Натали», рост ранних бронирований примерно в два раза опережает рост рынка, который он оценивает в 35-40%. «В прогнозах стоит учитывать также фактор подорожания топлива, уже сейчас цены на него выросли на 10-15% по сравнению с февралем. Если тенденция продолжится и к августу топливо подорожает еще на 10-15%, что вполне вероятно, туроператоры могут лишиться ожидаемых прибылей, а рост рынка, в конечном итоге, сведется к нулю», – считает Владимир Воробьев. Он напомнил о летнем сезоне 2008 года, который также сопровождался значительным ростом продаж в начале и убытками компаний в конце сезона.

По статистике «Натали турс», наибольший рост ранних продаж показала Греция – на 135% по сравнению с прошлым годом. Г-н Воробъев связывает это с реализацией отложенного спроса: в прошлом году туристы воздерживались от бронирования поездок заранее из-за нестабильной политической ситуации в стране. Весьма существенно (на 120%) выросли продажи туров на Кипр, которые президент «Натали», объясняет общим ростом привлекательности направления у россиян, а также, возможно, «интересными» ценами, которые дает компания. Количество ранних бронирований по Испании увеличилось на 88%, по Италии – на 82%, по Таиланду – на 70%, по Турции – на 35%.

Говоря о перспективах продаж по направлениям, г-на Воробьев отметил, что на многих из них сейчас наблюдается переизбыток перевозки. Обычно к началу июня происходит корректировка полетных программ, которые приводятся к объемам «наземки», и наступает баланс спроса и предложения. Тогда цены растут, а туроператоры начинают зарабатывать. Правда, помешать этому, как уже говорилось, может цен на топливо. «Единственный рынок, где количество перевозки не будет ограничено объемами отельной базы – это Греция», – отметил г-н Воробьев. По ряду причин европейские туроператоры не работают с этой страной, а греческие отели готовы принять любое число русских туристов. Поэтому туроператоры могут сколько угодно поднимать «искусственный спрос» торгуя в ущерб себе.

Президент «Натали турс» также рассказал, что предпринял попутку проанализировать региональные особенности спроса и выявить города, где ситуация сильно отличается от общей по рынку, но таких точек различия не нашел. В целом по спросу все регионы «идут ровно». Наибольший переизбыток перевозки и, следовательно, демпинговые войны наблюдаются в Екатеринбурге и Новосибирске.

 

Екатерина Сирина, RATA-news