Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Алтай может стать туристической Меккой для богатых

Власти Алтайского края фиксируют повышенный спрос инвесторов на территорию региона. Начался он еще на фоне локдауна в 2020 году, но сегодня сохраняется, сообщил порталу Tolknews.ru глава краевого управления по туризму Евгений Дешевых.

Вместе с тем, пандемия не стала «основным триггером» для принятия инвесторами решения о реализации проектов на территории Алтайского края, поскольку и раньше был довольно активный интерес. Евгений Дешевых напомнил, что федеральная программа по развитию внутреннего туризма появилась еще в 2011 году, и с того времени сформировались основные инвестиционные площадки и подходы по их развитию. «Поэтому к 2020 году, когда возник локдаун и закрыли практически все зарубежные направления, нам уже было что предложить», – говорит он.

Многие инвесторы, которые уже начали строить на Алтае свои комплексы, масштабировали проекты по сравнению с теми, что задумывали изначально.

Так, компания «Гранд-Крио», которая строит в «Белокурихе горной» комплекс премиум-класса с клиникой превентивной медицины, изначально заявляла проект на 400 млн рублей. Итоговый объем инвестиций прогнозируется уже в 2 млрд. Сейчас в проект вложено не менее 1 млрд.

Г-н Дешевых привел пример и другой площадки. В 2018-2019 годах резидентами турзоны «Бирюзовая Катунь» стали пять инвесторов с общим заявленным объемом инвестиций в 452,2 млн рублей. За 2020-2021 годы статус получили уже восемь компаний – на 3,4 млрд рублей вложений. При этом некоторые ранее заявившиеся резиденты расширили свои проекты, в том числе ориентируясь на повышенный спрос.

В этом году повышенный интерес к «Бирюзовой Катуни» сохраняется. Статус резидента уже присвоен двум компаниям, сумма заявленных ими инвестиций – 674,4 млн рублей.

Интерес подогрело и федеральное решение о предоставлении льготных кредитов инвесторам на строительство объектов размещения. Гостиничная сеть Azimut планирует зайти на «Белокуриху горную». Собственники санатория «Алтай» намерены построить новый масштабный комплекс в основной Белокурихе. Действующий инвестор игорной зоны «Сибирская монета» планирует расширяться. Все указанные проекты капиталоемкие, их создание предполагает привлечение кредитных ресурсов, поэтому большие надежды инвесторы возлагают на программу льготного кредитования.

Между тем, большинство из заявляемых сегодня проектов ориентировано в большей степени на прием гостей с доходом выше среднего или чистого премиум-сегмента. Сначала пандемийный локдаун, а затем введение санкций перенаправили поток таких туристов внутрь страны, спрос на комфортабельный отдых высокого уровня оказался выше предложения. В том числе на Алтае.

Поэтому даже действующие инвесторы готовы пересмотреть проекты в сторону увеличения объема финансирования, чтобы в будущем компенсировать возросшие затраты приемом состоятельных гостей. Их не испугали даже резко взлетевшие весной цены на стройматериалы. Как предположил Даниил Пашинов, директор компании «Хвоя» – резидента «Бирюзовой Катуни», повышенный спрос может сбалансировать рост затрат. Хотя, конечно, никаких гарантий нет и могут еще произойти разнообразные форс-мажоры.

«Первыми на рынок выходят резиденты, предлагающие отдых с ценовой категорией выше среднего, – подтвердил тренд Евгений Дешевых. – Резиденты, формируя предложение и ценовую политику, ориентируются на рынок и спрос».

По его словам, власти понимают, что предложение должно быть разноформатным, на разный уровень дохода, и рассматривают инвесторов, нацеленных не только на премиум-класс. Но конечную картину формирует рынок.

Тем более что, как объяснял ранее председатель совета директоров АО «Курорт Белокуриха» Александр Бенгардт, есть объективные обстоятельства, почему отдых премиум уровня в определенном смысле выгоден и государству. Высокая доходность предполагает и выплату соответствующего налога на прибыль. Персонал в таких туркомплексах получают большую зарплату, что обеспечивает и отчисления НДФЛ.

Вместе с тем власти заявляют о готовности развивать новые площадки для привлечения инвесторов. Евгений Дешевых привел два примера. Первый – развитие территории Горной Колывани. Сейчас разработан маршрут, основной которой станет Тигирекский заповедник.

«Наша ближайшая задача – начать формировать поток туристов и дать сигнал бизнесу о том, что в этот проект можно инвестировать. Уже есть компания-туроператор, с которой мы маршрут разработали и будем его продавать при взаимодействии с другими компаниями», – рассказал г-н Дешевых.

Второе направление – возможное создание кластера в Солонешенском районе вокруг Денисовой пещеры. Инициатором развития этой площадки стал «Курорт Белокуриха» – инвестор уже создал Фонд развития Денисовой пещеры.