Travelport с 25 октября

Сергей Толчин: «Любое небольшое агентство сможет работать с Cosmos Hotel Group напрямую»

Сергей Толчин, хорошо известный туристическому рынку по многолетней работе в «Интуристе», в январе 2021 года стал вице-президентом по стратегическому развитию Cosmos Hotel Group. В апреле компания стала членом Российского союза туриндустрии. В интервью RATA-news г-н Толчин рассказал, какие задачи ставит перед собой управляющая компания, зачем создан принимающий туроператор Cosmos Travel и почему черноморские курорты останутся востребованными даже после полного возобновления международного туризма.


- Что собой представляет Cosmos Hotel Group?

- У компании более 6,5 тыс. гостиничных номеров в собственности и управлении, это 21 отель 3-5* – в основном, в России, а также в Чехии, Италии и в стадии запуска после реконструкции в Намибии. Еще более 10 гостиниц строится или проектируется. В рамках проекта развития собственной экосистемы в этом году создан туроператор Cosmos Travel, дочерняя компания, которая занимается въездным и внутренним туризмом.

С текущими темпами роста мы уже в этом году становимся крупнейшей сетью по количеству номеров в России. Наша задача к 2023 году существенно нарастить этот объем и занять лидирующие позиции во всех сегментах – городских отелей, резортов, санаторно-курортных и бальнео-объектов.

Для формирования уникальных конкурентных преимуществ наша команда работает над созданием для ряда отелей авторской оздоровительной концепции, где основной упор будет сделан на программы реабилитации после коронавируса, детокс-программы, меди-спа, похудения и управления возрастом.

- Вы для этого планируете покупать объекты или создавать на базе уже действующих отелей?

- Хотим предлагать санаторно-курортное лечение на базе наших резорт-отелей Cosmos Collection Altay Resort, Cosmos Collection Izumrudny Les в Клину, Cosmos Karelia и других. Разрабатываем особую санкуровскую концепцию, которую планируем тиражировать на все наши резорт-отели и некоторые городские. Сейчас, в условиях пандемии, здоровье становится превыше всего, поэтому делать ставку просто на качество размещения и сервис – этого мало.

- Чем будет заниматься туроператор Cosmos Travel?

- Основная специализация – прием иностранных туристов. Коллеги имеют контракты с отправляющими компаниями в более 170 странах. С учетом того, что после пандемии традиционный баланс продаж может измениться, сейчас Cosmos Travel старается охватить максимальное количество рынков, чтобы быстро начать прием туристов из тех стран, откуда в первую очередь пойдет турпоток. Плюс компания адаптирует каналы продаж, технологии под возможности индивидуальных бронирований. Если традиционно иностранные туристы приезжали в Россию организованно, в группах, то после введения электронных виз неминуем всплеск и самостоятельного туризма.


- Как вы полагаете, после окончания пандемии и с появлением электронных виз основные въездные рынки для России останутся прежними?

- В 2019 году портрет среднего туриста из Европы таков: человек в возрасте, который приезжает в длительное путешествие по путевке. Короткие туры в Москву, сити-брейки были недостаточно популярны у европейцев, несмотря на большие взаимные транспортные потоки. Сейчас к нам больше приезжают из северной Африки, Ближнего Востока, Индии. Европа, Китай, которые были основными рынками для России, пока не оправдывают ожиданий. В то же время, во время прошедшего чемпионата Европы по футболу немало иностранцев получали FAN ID и приезжали в Петербург не ради матчей, а просто ради путешествия в Россию, что лишний раз показывает большой интерес к нашей стране.

Думаю, когда всё успокоится, традиционные для России рынки не изменятся. Но в период восстановления турпотока их доля может сильно меняться в зависимости от того, какая ситуация в той или иной стране. То есть, если итальянцы любят Россию, они и будут сюда ездить, но вопрос – когда.

Ожидается, что либерализация визового режима затронет, в первую очередь, страны, где высокий уровень платежеспособности и откуда к нам недалеко лететь. Для европейцев Россия недорогая и близкая, им будет интересно поехать погулять в Москву, Петербург или Казань. Понятно, что из Боливии, например, лететь долго, на два дня не поедешь, хотя интерес к нашей стране там большой.

- Прошлый год стал катастрофическим для многих отельеров и в России, и в мире. Как вы его пережили?

- Нам помогла сбалансированность портфеля. Раньше основной вклад в доходность делали городские отели, где традиционные каналы продаж – корпоративные, деловые поездки. А загородные непляжные отели иногда создавали сложности, потому что их дорого содержать, а загрузка непостоянная, сезонная. В нынешней ситуации все изменилось. Основной вклад в доходность делают отели загородные плюс практически все объекты, которые находятся недалеко от популярных туристических маршрутов. Например, гостиницы в Ярославле, Астрахани раньше показывали неплохие результаты за счет деловых мероприятий, командировок. Сейчас количество командировок резко сократилась, но увеличилась их средняя длительность. И резко выросла загрузка туристическая, так как люди стали больше путешествовать между регионами.

Поэтому мы сейчас особое внимание уделяем развитию внутреннего туризма на базе собственной гостиничной сети. Хотим, чтобы любое небольшое агентство могло работать с нашей сетью напрямую – заключить договор, бронировать проживание, дополнительные услуги. Начинаем формировать туристические маршруты между нашими отелями.


- Но интересна ли для большой гостиничной сети работа с множеством маленьких агентств? Не проще продавать им комнаты через онлайн-системы?

- Есть довольно большой сегмент рынка, когда люди, например, собирают йога-тур на три дня в Ярославль для 15-20 человек. Кто это организует? На «Букинге» комиссию не получишь, крупный туроператор тоже не подходит, так как он создан для продаж типизированных пакетных туров. Еще пример: жители Екатеринбурга любят ездить в Казань. Есть местные агентства, которые набирают небольшие группы, везут туристов. Такие турагентства, трэвел-консультанты, трэвел-блогеры, мини-туроператоры формируют довольно большой поток, и он никем не охвачен. И им нужно с каждым отелем напрямую заключить договор, но это непросто.

Знаю еще по работе в туроператорском бизнесе: многие агентства в Краснодарском крае стараются заключить прямые договоры с отелями на Черноморском побережье, чтобы зарабатывать побольше. Но если агент забронировал напрямую отель и купил билет на автобус или поезд, это уже скрытая, точнее, нелегальная туроператорская деятельность. Поэтому наша управляющая компания оформляет сейчас фингарантию, чтобы уберечь агентов от таких рисков. И агент, подключаясь, сможет легко забронировать отель на Алтае, в Москве, той же Анапе, где мы в этом году взяли в управление гостиничный комплекс «Фея» на 2 тыс. номеров. Этот продукт очень востребован у агентов.


- В каком формате вы собираетесь предлагать туристам эти маршруты?

- Мы начинаем объединять отели в туристические кластеры по региональному признаку. Первым пилотным проектом станет кластер Большая Волга. У нас собственные отели в Ижевске, Ярославле, Казани, Астрахани, Волгограде плюс есть в ряде городов гостиницы в управлении. Мы их связываем маршрутами с аудиогидами, проектом «Карта гостя», позволяющим получить услуги, скидки, дополнительные опции в отелях и у наших партнеров.

Сейчас, если человек хочет посмотреть несколько городов на Волге, что он может найти на рынке? Либо экскурсионные туры по определенным датам, либо всё подбирать самостоятельно. А мы через наши отели сможем связать потребности туристов и возможности местной инфраструктуры гостеприимства.

Мы говорим турагентствам и туроператорам: вот вам точка входа, вот возможность забронировать, вот договор, вот условия и способы оплаты, вот наши наработки по маршрутам. Тем, кто не является юрлицами, но собирает группы путешественников по интересам, мы предлагаем публичную оферту, инструменты бронирования, скидки.

Всё должно быть максимально просто. Проект по внутреннему туризму будет реализован на базе Cosmos Hotel Group, будет создан центр бронирования, который объединит продукт всех отелей сети и партнеров в рамках одного окна.

Поскольку мы планируем за два года более чем удвоиться по количеству номеров, под это нужно и реализацию наращивать. Развитые каналы продаж позволяют в случае необходимости переключаться с одного на другой, если где-то случится просадка либо условия станут неприемлемыми.


- Как вы оцениваете летний сезон на Черноморском побережье?

- В мае и начале июня загрузка была очень высокой. Раньше, если туроператор брал квоту 100 номеров, то к началу июня он привозил только 25-30 туристов, а тут они сразу заполнили все свои номера. Дальше пошла совокупность факторов, связанных с погодой и антиковидными ограничениями. Если до того загрузка была 100% и любой свободный номер тут же продавался, то с учетом пандемии, погоды, открытия Турции загрузка гостиничных объектов стала просто нормально высокой. Спрос все равно большой, но сейчас он не так перегрет, чего не скажешь о частном секторе, где не действуют никакие ограничения.


- Отдыхающие в Краснодарском крае в этом году жалуются на избыточное количество народа на курортах, транспортные пробки, переполненные пляжи, рестораны. Плюс падение уровня сервиса в отелях. Не приведет ли все это к резкому падению интереса к внутреннему туризму, когда все границы откроются?

- Если брать не аномальные скачки спроса, а сглаженный тренд, то внутренний туризм продолжит расти. Я был в начале июня в Абхазии, потом в Сочи, потом в Анапе. Народу много, но в сезон на курортах и должно быть многолюдно. Проблемы были, но их можно и нужно решить. Например, с помощью предварительной онлайн-регистрации существенно ускорить заселение в отель. Это услуга, которую мы сейчас активно внедряем.

Что касается будущего, то проблем с загрузкой в пик сезона на черноморском побережье никогда не будет. Вопрос в расширении рамок сезона. Напомню, когда закончилась Олимпиада, Имеретинка стояла пустая. Там не было инфраструктуры, и никто не понимал, что делать. Сейчас ситуация поменялась. Бизнес начинает понимать: если есть теплый бассейн, то можно сезон начать раньше других, а закончить позже и заработать больше. А если есть термальный спа-комплекс, то это позволяет круглогодично принимать людей. Сейчас множество москвичей работают удаленно, находясь в Сочи или Анапе, и это получается дешевле, чем жить в Москве.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news