Пегас с 18 октября

Как надо бороться за иностранного туриста

Агрессивный маркетинг и гарантии безопасности – вот что может привлечь внимание зарубежных гостей к нашей стране в нынешних сложных условиях. И это только часть рекомендаций, прозвучавших на тематической сессии в рамках выставки «Отдых 2021».

До пандемии Россия зарабатывала на въездном туризме $12 млрд в год. Коронавирус обвалил поток в 30 раз. «Уже практически два года мы не зарабатываем этих $12 млрд, то есть потеряли $24 млрд, – говорил ранее президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев. – Туристический рынок, ориентированный на въездной туризм, терпит крупные убытки. С января по июнь нынешнего года в Россию приехало чуть более 64 тыс. туристов – это практически ничего».

И все-таки мир постепенно открывается. И наша страна в том числе – авиасообщение восстановлено с 59 странами. Конкуренция за иностранного туриста будет жесткая.

Наш главный контрагент по въезду – Китай, пока закрыт, и перспективы туманны. Однако председатель совета ассоциации международного сотрудничества в туризме «Мир без границ» Иван Введенский заверил: «Работа с китайским рынком не прекращается. Подписано новое соглашение о введении упрощенных безвизовых правил для группового туризма».

Директор Института изучения выездного туризма из Китая (COTRI) Вольфганг Георг Арльт рассказал об основных тенденциях в китайском выездном туризме. По его словам, граждане КНР теряют интерес к путешествиям большими группами по заданному маршруту. После пандемии им хотелось бы получать более разнообразные предложения, о чем свидетельствует некоторое снижение спроса на пакетные туры. Обозначился интерес к медицинскому туризму, а также религиозному. Г-н Арльт рекомендовал российским инкаминг-компаниям иметь в виду, что Китай занимает пятое место в мире по количеству христиан.

Также сегодня в приоритете у китайцев также учебный и фото-туризм. Любят они и путешествовать по историческим местам. В российской истории их увлекают, прежде всего, Великая Отечественная война и все, что связано с именем Ленина. «Из-за сложных отношений с западным миром китайцы чувствуют себя в России особенно комфортно», – добавил г-н Арльт. Он попросил оставить в прошлом знакомую многим картинку, где запечатлен автобус, полный китайских туристов, которые выходят, торопливо делают пару фото и уезжают. Китайцы стали отдавать предпочтение неспешным семейным поездкам с детьми в составе небольших групп. Они хотят на природу и туда, где не так много соотечественников. А еще – увидеть северное сияние, пожить в иглу или юртах.

О северном сиянии говорил и президент индийской компании Thomas Cook Раджив Кале: «Спрос среди моих сограждан на поездки в Россию есть. Им нравятся культура, кухня, привлекают возможности MICE. Помимо желания увидеть северное сияние, они мечтают проехать по Транссибу. Москва и Петербург – это, конечно, обязательно!».

Г-н Кале отметил, что Россия должна со всей определенностью доносить миру мысль о полной безопасности и защищенности иностранного гостя во время путешествия по стране. «Снимите видеоролик о жизни в России во время пандемии, покажите, что происходит в самых известных туристических местах, в Эрмитаже, например, или на Красной площади, и распространите его в соцсетях», – подсказал Раджив Кале.

Он добавил, что Thomas Cook готов решать задачу продвижения туристических возможностей России, проводить в Индии совместные маркетинговые мероприятия. «Это была бы эффективная серия, так как у нас около 200 офисов в стране», – пояснил эксперт.

«И для моих сограждан главное сейчас – уверенность в безопасности во время путешествия, – поддержал коллегу генеральный директор компании Naboodah Travel & Tourism Agencies из ОАЭ Насир Джамал Хан. – Тот, кто преподнесет эту концепцию ярче и отчетливее, тот и будет в выигрыше». По его словам, арабские туристы ищут сегодня страны, куда недолго лететь, где не так многолюдно, где им предложат хороший шопинг и вкусную кухню.

Г-н Хан сказал, что Россия становится все более популярной у жителей Эмиратов. «Они считают вашу страну романтичной, их привлекает культура, история. Едут, в основном, в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Чтобы мы узнали и какие-то другие города, нужно активнее их продвигать», – попросил он. Для этого необходимо не раз в год, а как можно чаще проводить роад-шоу. Эксперт считает, что Россия слабо пропагандирует себя в Эмиратах, другие страны гораздо активнее. «Вашей стране нужно расширять маркетинговую работу в ОАЭ, предоставлять партнерам больше рекламных материалов, помогать в установлении контактов с надежными российскими туроператорами», – подчеркнул г-н Хан.

О том, что России жизненно необходимо наращивать конкурентоспособность страны в целом и регионов в частности, говорил и Иван Введенский: «Это должно стать главным в нашей работе. Все мероприятия необходимо рассматривать с точки зрения конкуренции за туристов. Только в этом случае мы получим тот результат, на который рассчитываем».

Директор по маркетингу и туризму компании «Авиарепс Россия» Алина Сутулова отметила, что многие страны в период пандемии остановили свое продвижение. «Делать это ни в коем случае нельзя, – сказала она, – ситуация требует оставаться на слуху, мелькать в информационном поле. Выиграют те, кто пролонгирует свои затраты на рекламу. Потенциальные туристы скорее купят продукт у тех, кто не прекращает с ними общаться. Вот у таких стран и компаний есть шанс занять нишу отложенного спроса».

Есть, по ее наблюдениям, одна общая проблема: трудно найти достоверную информацию о правилах въезда в условиях пандемии. Немало тех, кто в ближайшие 12 месяцев готов куда-нибудь полететь. В первую очередь, они выберут ту страну, которая четко и понятно коммуницирует – мы открыты, правила въезда такие-то.

По оценке Алины Сутуловой, свою активность в период пандемии нужно адресовать, прежде всего, миллениалам, так как это самая подвижная часть жителей Земли: «Они молоды и любят рисковать, не боятся проблем со здоровьем, хорошо ориентируются в интернете, выезжают по два-три раза в год».

Отвечая на вопрос, как же все-таки компании и стране выйти из кризиса и выиграть, г-жа Сутулова обобщила: «Важны непрестанные усилия на рынке, нужны постоянные представительства за рубежом, необходимо делать регулярные новостные рассылки, выстраивать новые партнерства, сохранять гибкость и маневренность, не забывать об онлайн продвижении, поддерживать бренд, подстраивать свою активность под текущую ситуацию».

Эксперты сошлись во мнении, что восстановление рынка до доковидных значений возможно лишь к 2025 году. Руководитель компании «Свой ТС», председатель комитета РСТ по международному сотрудничеству Сергей Войтович рекомендовал ни в коем случае не унывать. Если государство предлагает какую-то помощь – обязательно брать, несмотря на все сложности ее получения. А еще думать и готовиться к новому сезону, который обязательно будет, пусть и в следующем году. «Старайтесь придумать что-то новое. Мы, например, сделали, маркетплейс для иностранных туристов. Помните, и турист, и сам туризм изменятся», – призвал г-н Войтович.

Любовь Булгакова, RATA-news