Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Письма с «Президента». У потомков Чуваш-батора

Продолжаем рассказ о втором пресс-круизе «Великая Волга», прошедшем на теплоходе «Президент» и посвященном крупнейшему на сегодняшний день в России межрегиональному проекту в сфере туризма.

 

Письмо шестое. В Чебоксары (по-чувашски Шупашкар) круизные теплоходы обычно приходят рано утром. При виде чисто умытого и сверкающего многочисленными маковками города (фото), рука сама по себе тянется не только к фотоаппарату, но и… нет, не к путеводителю, а к классическому тексту романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».

Вспомним! «Утро застало концессионеров на виду Чебоксар. На востоке распускались розовые бутоны... Синие (сегодня – по преимуществу зелёные) купола Чебоксар плыли словно корабли».

Остап открывает книжку-путеводитель: «В настоящее время в Чебоксарах 7702 жителя». «Киса! Давайте бросим погоню за брильянтами и увеличим население Чебоксар до семи тысяч семисот четырех человек. А? Это будет очень эффектно!». Сегодня эти слова выбиты на памятнике «концессионерам» (фото), совсем недавно открытом на пешеходной улице Чебоксар, рядом с историческим музеем.

Чего греха таить, к чувашам и их поволжским соседям иногда относятся с лёгким ироническим налётом: мол, малые народы. Малые? А ну-ка, посчитаемся. Чисто статистически: чувашей ныне около полутора миллионов – это третий (!) по численности, после русских и татар, народ России. И исторически: представители каких народов первыми оказались в космосе? Верно, первыми – русские. Вторыми – американцы. А третьими – всё те же чуваши в лице их национального героя Андрияна Григорьевича Николаева, уроженца села Шоршелы Марпосадского района. Между прочим, первого в мире космонавта, который работал на орбите без скафандра.

Откуда взялось слово «чуваши», историки спорят до сих пор. Замечательный местный писатель Мишши Юхма утверждает, что в основе имя могучего богатыря Чуваш-батора, сражавшегося когда-то с татаро-монголами и сложившего голову где-то на берегах далёкого Тобола. С одной стороны, никакими историческими источниками существование этого богатыря не подтверждается, с другой – в Западной Сибири есть гора Чуваш-батор. Но вероятнее, симпатичнее и символичнее всего, что название народа восходит к тюркскому javas – «гостеприимный», «мирный».

Пожалуй, именно эти два слова и составляют «золотую основу» чувашского характера. Что является одним из главных символов уютного и обстоятельного чувашского дома? Кружка домашнего пива. Бывший глава республики Николай Фёдоров как-то на одной из пресс-конференций высказался в том духе, что тот чуваш, который не варит дома своего фирменного пива, вроде как и не чуваш вовсе. Одна из самых популярных экскурсий в Чебоксарах – на пивной завод «Букет Чувашии», выпускающий около тридцати видов златопенного напитка. Именно там с особой «теплотой» вспоминается пресловутая сталинская «Книга о вкусной и здоровой пище», на полном серьёзе убеждавшая советского читателя, что в мире известно всего четыре или пять видов пива.

Как чувашские молодцы и даже девицы владеют конём и оружием мы смогли увидеть на первоклассной базе отдыха «Заимка» под Чебоксарами. Про девиц я неспроста – именно Чувашия считается многими историками родиной амазонок. Возразят, конечно, что и «православный Тихий Дон» также претендует называться их прародиной. Пусть – воительниц хороших и разных много не бывает. Статуя амазонки (фото) украшает парадную лестницу чебоксарского исторического музея, где участников круиза принимал глава республиканского правительства Иван Моторин. Только в Чувашии представителей турбизнеса встречали на столь высоком уровне – это символ того внимания, которое ныне уделяется в республике туризму.

В Чувашии более 700 исторических памятников, из них свыше 50 – федерального значения. В республике работают более ста турфирм. Количество экскурсионных маршрутов по республике исчисляется десятками. Навскидку: «От Волжской Булгарии к современной Чувашии», «По гостевым домам Чувашии», «На родину легендарного начдива» (ещё один исторический символ республики – Василий Иванович Чапаев), «Святые источники Чувашии», «Сурская Ривьера», «Тайны древесного ствола» и т. д. Уже пять лет существует межрегиональный маршрут, соединяющий Чувашию, Татарстан и Республику Марий Эл. В дальнейшем Чувашия собирается развивать в основном событийный, в связи с приближением 550-летия Чебоксар и 100-летия республики, и историко-культурный туризм с этническим «акцентом». Предполагаются воссоздание Чебоксарского кремля и организация туристического кластера «Этническая Чувашия». В 2011 году объём оказанных туристических услуг составил более 580 млн. рублей. Чувашию посетили более 70 тыс. экскурсантов, из них 2 тыс. иностранцев. Маловато, конечно, если соотнести эту цифру с огромным потенциалом республики.

Гостеприимные хозяева жалуются обыкновенно на хронический и обычный в России недостаток средств, но мне показалось, что при продвижении своего турпродукта им порой больше не хватает энергии, пресловутой «пассионарности», иными словами – хорошего, здорового нахальства, что ли. Неплохо, конечно, что в самом центре города есть уникальнейший Музей пива (фото) и рядом с ним ресторан национальной кухни. Но в «меню» предлагающихся туристам маршрутов я, увы, так и не обнаружил ни одного тура с «гастрономическим» акцентом. Если не считать, конечно, экскурсий на пивзавод.

А чувашская кухня вполне могла бы предложить гостям не только пиво, но, например, и такие оригинальные блюда, как какай-шурпи (суп из потрохов), тултарпаш (кровяную колбасу) и, конечно, знаменитый шартан (шыртан) – запекаемый в течение трёх суток в печи бараний желудок, нафаршированный рубленным бараньим же мясом со специями. Именно такой шартан, приготовленный земляками, когда-то брал с собой в космос космонавт-3 Андриян Николаев.

Николаев, сын конюха и доярки, родился в селе Шоршелы. Сегодня здесь создан небольшой, но начисто лишённый «бронзы многопудья» и сусальности мемориальный комплекс. Воссоздан родной дом третьего космонавта с большим количеством сохранившихся подлинных вещей его родителей. Музей космонавтики, самым большим экспонатом которого является подлинный открытый «членовоз», на котором Николаев летом 1963 года, после возвращения из полёта, проехал по улицам Чебоксар. Скромная часовня (фото) с могилой космонавта.

 

 

Путь в небо, как модно было говорить в советские времена, Николаев начинал неподалёку от родного села, в лесотехническом техникуме городка Мариинский Посад, который показался одним из самых чистых и уютных из виденных на Волге от Москвы до Самары.

Городок был когда-то одним из самых богатых здешних сёл и по-чувашски звался Сундырь. Одной из первых оценила красоту здешних мест в 1763 году совершавшая свой собственный круиз по Волге императрица Екатерина II. В её честь был дан «обед силён» на расположенной в восточной части села горе, каковая с тех пор и зовётся Государевой. А потом зажиточные и предприимчивые селяне решили, что для «благоустроения» собственных дел им выгоднее стать горожанами, отчего и подали на имя только что воцарившегося Александра II бумагу с просьбой возвести Сундырь в статус города и наименовать его в честь супруги венценосца. Так Сундырь стал Мариинским Посадом с подобающим имени гербом – на лазурном фоне золотой силуэт Государевой горы и золотая же императорская корона с девизом: «Необиженно жить». И в то самое время, когда Остап Бендер с Кисой проплывали мимо Чебоксар, именно Мариинский Посад был крупнейшим и по населению, и по экономическому потенциалу городом Чувашии.

Как объект туристического показа Мариинский Посад начали воспринимать сравнительно недавно. Например, очаровательный музей городского быта, полностью он уважительно зовётся историко-краеведческим музеем купеческого, мещанского и крестьянского быта, только в будущем году отметит свое пятидесятилетие. И даже строгое и чуждое эмоций энциклопедическое издание беспристрастно отмечает: «Мариинский Посад сегодня – классический купеческий провинциальный город, почти не тронутый двадцатым веком».

Во всяком случае, вкус к развитию туризма жители Мариинского Посада почувствовали. Появился в городе и свой живой символ – полосатый бело-красный львёнок (фото), как воспоминание о символе и цветах Гессенского дома, к которому принадлежала супруга Александра II. Цвета эти, кстати, по странному совпадению, преобладают на чувашской национальной одежде. Сей диковинный гессенско-чувашский зверь и встречает теперь туристов набережной.

 

 

А их с каждым годом всё больше. По официальной статистике, в 2011 году в Мариинском Посаде и районе побывало 73,8 тыс. туристов и экскурсантов, 55 туристических теплоходов, 44 экскурсионных автобуса.

В этой сфере мы привыкли радоваться всякой так называемой положительной динамике. Как гласит чувашская пословица, капля морю добавка. А если море выйдет из берегов? На мариинской набережной сам по себе приходит в голову «крамольный» вопрос, уже вроде бы слышанный в Мышкине: а может быть, и не надо больше? Или, по крайней мере, намного больше? Куда денется хрупкий и уязвимый шарм крохотного городка, когда по его улочкам затопочут жаждущие хлеба, зрелищ и сувениров туристы, а старинные купеческие особнячки, кинувшись в объятия пресловутого евроремонта, начнут обрастать типовым пластиком? У домовитых и рассудительных чувашей ещё есть время для достойного ответа.

 

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news

Фото автора