Интурмаркет с 1 октября

№5170

Туриндустрию пора спасать

Всегда в условиях кризиса одни отрасли экономики страдают больше, другие меньше. И в любом кризисе всегда есть свои бенефициары, например, фармацевтическая промышленность при нынешнем раскладе.

Перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавируса, в основном, определен постановлением правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434. Прежде всего, это транспорт, туризм, гостиничный, ресторанный бизнес, культура, индустрия развлечений, конгрессно-выставочная деятельность и др.

Что можно сказать по прошествии полугода? Как эти отрасли были наиболее пострадавшими, так ими и остаются. Культура, правда, в значительной мере финансируется из бюджета. «РЖД» и «Аэрофлоту» обанкротиться не дадут. Остальным – «труба», потому что бизнеса нет, а вторая волна коронавируса есть. И даже, если ресторан или гостиницу из-за эпидемии повторно не закроют, эта вторая волна сама может их смыть за милую душу.

На туристическом рынке в условиях кризиса обычно так или иначе выигрывает внутренний туризм из-за падения валютного курса. А в этот раз – и просто из-за закрытия туризма международного. Но и внутренний туризм закрывали с марта по июль. Бархатный сезон обещал быть как никогда успешным за счет хорошей погоды, отложенного спроса и в основном закрытых границ. Но и его накрывает вторая волна «короны», аннуляции растут. Поэтому и тут, по оценкам комитета по внутреннему туризму РСТ, падение доходов по сравнению с прошлым годом составит около 30%. По данным комитета по турагентской деятельности РСТ, более половины турагентств, то есть многие тысячи, уже закрыли свои офисы.

Что же касается въездного туризма, то год начался неплохо. А потом этот сегмент просто рухнул. А его вообще гораздо труднее перезапустить, поскольку чисто технологически на формирование, продвижение и реализацию групповых туров в большинстве зарубежных стран уходит больше полугода. Сейчас за рубежом как раз должны были начаться продажи туров в Россию на будущий год. То, что с несколькими странами воздушное сообщение открылось, не в счет. Потому что летят этими рейсами только те, кому надо позарез по бизнесу или частным делам.

А теперь представьте, что будет, если въездной туризм не откроется и в начале следующего года. Это какое же предприятие может просуществовать два года без работы?

В структуре загрузки гостиниц в России доля иностранных туристов, казалось бы, не так уж и велика – менее 15%. Но в Москве это уже 33%, а в Санкт-Петербурге 35%. При этом из 10,1 млн иностранцев, размещавшихся в прошлом году в российских гостиницах, 5,2 млн побывали в Москве и 2,3 млн – в Петербурге (там значительную часть иностранных туристов составляют пассажиры морских круизных судов).

Из-за отсутствия иностранных туристов в этом году питерские отели потеряют более 20 млрд рублей доходов, московские – более 50 млрд, а российские в целом – более 100 млрд. Это по самым скромным подсчетам. Недополучит страна львиную часть доходов от экспорта услуг по статье «Поездки» платежного баланса, которые в прошлом году составили около $11 млрд. И, как минимум, половину этих потерь уже можно смело прогнозировать на будущий год. Правда, и импорт услуг по статье «Поездки» сократится до своего исторического минимума. Что с макроэкономической точки зрения может и плюс, поскольку деньги не вывозятся за рубеж. А вот в смысле положения турбизнеса – большой минус. Потому что не с чего платить за коммунальные услуги, зарплату, аренду и т.д., если большинство выездных направлений остаются закрытыми. В том числе зимние, которые сейчас должны продаваться вовсю. Как погасить отсроченные обязательства по несостоявшимся из-за эпидемии турам, если рынок не заработал?

И внутренний туризм не может заменить въездной. Хотя бы потому, что на внутреннем мы имеем дело со спросом наших небогатых соотечественников, реальные доходы которых падают. А в сфере въездного туризма – с предназначенными для отдыха и путешествий деньгами всего мира.

Остались считанные дни до уплаты налогов. Вы скажете, нет хозяйственной деятельности – нет налоговой базы. В отношении НДС – да. А налоги и арендные платежи за землю, налоги на имущество организаций, отчисления в социальные фонды? А перенесенные налоги за 2019 год с его тучной базой? 

Не случайно с марта Российский союз туриндустрии во всех своих обращениях просил не переносить уплату налогов, а ввести налоговые каникулы, включая освобождение от страховых взносов в социальные фонды до конца кризиса. В сочетании с продолжением программы кредитования зарплаты в размере того же МРОТ в наиболее пострадавших отраслях это хоть как-то затормозило бы процесс реального распада отечественной туриндустрии. Хотя лучше уж сразу эти расходы субсидировать, чтобы потом не списывать.

Правительство и Ростуризм предпринимают шаги в поддержку отрасли. Пока особенно важную роль сыграли отсрочка обязательств туроператоров по несостоявшимся из-за пандемии турам и программа стимулирования поездок по России на основе кэшбэка. Меры общего порядка тоже важны, особенно в части выплаты зарплаты. Но они не дошли до многих участников рынка.

Сегодня срочно нужен новый пакет мер для спасения туриндустрии. Иначе она может просто не дожить до следующего высокого сезона.

В конце концов, если есть деньги на новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», может найдутся и на то, чтобы сначала эту индустрию спасти?

Сергей Шпилько, почетный президент РСТ,
специально для
RATA-news

Второй этап программы кэшбэка успешно стартовал. Но еще не все получили деньги за первый

Второй этап программы стимулирования турпоездок по России стартовал вчера и продлится до 5 декабря. В течение более полутора месяцев все желающие смогут приобрести туры и размещение в гостиницах с последующими возвращением 20% стоимости.

Максимальный размер кэшбэка увеличен до 20 тыс. рублей, минимальная длительность тура или проживания в средствах размещения уменьшена с четырех до двух ночей. Путешествие можно начать с момента оплаты и вернуться до 23:59 10 января 2021 года. Туры с кэшбэком можно купить на портале мирпутешествий.рф, который переадресует туристов на сайты туроператоров и отелей. По-прежнему оплатить тур можно только картой «Мир».

По информации Ростуризма, во втором этапе акции примут участие более 2,2 тыс. гостиниц, туроператоров и онлайн-агрегаторов, это на 20% больше, чем в первом. Они подготовили для туристов более 1,5 млн предложений по разным направлениям России.

По окончании первого дня продаж мы попросили туроператоров поделиться итогами и впечатлениями. Как и во время августовской недели, обозначились различные тенденции и обстоятельства. Скажем так: у кого-то густо, у других – пусто.

Оксана Булах, коммерческий директор туроператора «Алеан»: «Интерес к акции очень высокий, мы видим значительный всплеск продаж уже в день старта. На этот раз было было больше времени на подготовку, это позволило нам расширить ассортимент предложений. Сейчас для бронирования доступны несколько тысяч туров, классифицированных отелей и санаториев, новогодних программ. Подготовленными оказались и туристы, и турагенты, уже оценившие преимущества кэшбэка.

Спрос на туры по России увеличился у нас на 68% по сравнению с аналогичным днем предыдущей недели и на 57 % – по сравнению с 15 октября 2019 года. На заявки с кэшбэком пришлось 47% всех туристических покупок. В тройку лидеров вошли Сочи (около 40%), санаторно-курортное лечение в Кавминводах и Крым. Активно бронировали путевки в Анапу, Геленджик и Туапсе, регионы Урала и Сибири. Средний чек покупки первого дня акции – 39,7 тысяч рублей. Кэшбэк составит 7,9 тысяч рублей.

Около 40% бронирований пришлись на оставшиеся дни октября и ноябрь. Новогодние праздники и рождественские каникулы предпочли около 7% туристов».

Александр Гагарин, директор по развитию компании «Вокруг света»: «Первые продажи по акции были сделаны уже в 1 час ночи – люди подготовились, ждали. Вчера реализовали довольно много туров, в основном, на предновогодний дни и Новый год. Продажи в принципе распределились с большей привязкой к праздничным датам и январским каникулам. Сроки поездок – 3-5 дней. По предварительным оценкам, продажи идут на том же уровне, что и в августовскую неделю акции. Берут туры в Вологду, Тюмень на ноябрьские даты, Данков в Липецкой области – на январские каникулы. Ближайшее бронирование было в Кострому – тур 23 октября.

Но хотел бы подчеркнуть, что продажи тормозят отголоски проблем первой программы, по которой некоторые до сих пор не получили кэшбэк, хотя все сделали по правилам акции. У нас было несколько случаев, когда туристы оплачивали тур в последний день акции – 28 августа, а деньги приходили в банк 29-го. И кэшбэк не проходил, хотя чеки у них были на дату покупки в окне продаж. Сложно связаться с платежной системой «Мир», чтобы выяснить причины невыплат. Ответы долго не приходят, по горячей линии не дозвониться, это раздражает людей. Туристы же общаются друг с другом, а такие новости распространяются быстро. Причем люди прекрасно отдохнули, вернулись довольные, и тут такой негатив от сбоев в банковской системе».

Наталья Логинова, коммерческий директор компании «Авантаж +»: «Основной спрос приходится на Подмосковье, запрашивают санаторно-курортное лечение. Большинство наших клиентов – от 55 лет. Бронируют с глубиной до января 2021 года. Но темпы бронирований низкие. Видим, что люди затаились, выжидают, как развернется ситуация с вирусом. Пенсионеры, привыкшие отдыхать по коммерческим путевкам, а это самая активная часть нашей аудитории, сейчас предпочитают остаться дома или уехать на дачу».

Диана Ломакина, офис-менеджер компании «Русь»: «Обращения есть, но, по сравнению с первым этапом акции, объемы бронирований пока минимальные. Больше всего туристов интересуют туры на Новый год и Рождество, но многие опасаются оплачивать, так как обеспокоены ситуацией с распространением коронавирусной инфекции. Несмотря на то, что площадка «Мир путешествий» стала удобнее, периодически были сбои в ее работе».

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин»: «Активность покупателей в 4-5 раз превышает показатели августовского кэшбэка. Только за вчерашний день мы собрали столько же туристов, сколько за всю неделю прошлой акции. Срез продаж по регионам и сегментам туров выглядит так: Краснодарский край – 35%, Крым – 20%, горные лыжи – 15%, Кавминводы – 10%, Подмосковье – 6%, Санкт-Петербург – 5%, Карелия – 2%, Золотое кольцо – 1%, прочее – 6%. На октябрьские заезды пришлось 60% от общего числа бронирований, на ноябрьские – 20%, декабрьские даты (без Нового года) составили всего 5%, а на долю Нового года и Рождества выпало 15%.

Сайт «Мир путешествий» улучшил представление туров и уже позволяет туристам предварительно сориентироваться в предложениях. Учитывая высокий темп подготовки, результат считаю неплохим. Настроение туристов и агентов позитивное, 20% кэшбэка – это реальный стимул куда-то поехать. Думаю, результат второго этапа будет в десятки раз весомее, чем первого».

Елена Савченко, заместитель гендиректора компании «Роза ветров»: «Звонков много, но живых бронирований мало. Глубина продаж в основном небольшая, но новогодние даты спрашивают. Берут также санаторно-курортное лечение в осенний период. Больше запрашивают отдых, нежели экскурсионку, прежде всего – горные лыжи в период новогодних праздников, Сочи, Крым. Хотя мы на экскурсионку все же надеялись, но ею интересовались не так часто. В запросах преобладали Казань и Питер.

Мы не участвовали в первом этапе акции, возможно, поэтому наши агентства оказались не готовы. Сейчас они пытаются разобраться, как им вклиниться в этот процесс, ведь по условиям акции клиент должен сам оплатить тур картой «Мир». Вчера весь день консультировали своих агентов по этим вопросам».

Валерий Сычев, заместитель гендиректора компании «Росюгкурорт», Сочи: «Нынешняя ситуация во многом повторяет тенденцию первого этапа программы: за неделю до начала акции наблюдался сильный спад продаж. Все, кто хотел купить, сделали паузу, чтобы сделать бронирование с кэшбэком. По факту мы получаем ту же клиентскую группу, которая и так планировала отдыхать. Новых клиентов, которые бы решились на отдых из-за кэшбэка, крайне мало. По нашим оценкам, на первом этапе смогли привлечь не более 15% новых клиентов, и по окончании акции ожидаем снова глубокий провал в продажах.

Из минусов – не вижу, чтобы было предусмотрено участие турагентств в этой программе. Времена и так непростые, а тут еще и этот кусок от агентов уплывает. Мы свою агентскую сеть пытаемся поддержать в этих условиях. Также эта программа не стимулирует продажи пакетов и сложных туров, скорее, поощряет клиентов карты «Мир».

Из положительного отмечу интересный, новый подход Ростуризма к субсидированию туров. По моему мнению, это правильный путь – стимулировать конечных потребителей, а они уже пусть выбирают правильный продукт».

Анна Филатовская, директор департамента рекламы и PR компании «Русский Экспресс»: «В этот заход с кэшбэком появилась возможность предложить расширенный ассортимент. Мы выставили свой пакетный продукт, динамические туры и бронирование отелей на платформе «Онлайн Экспресс». Чувствуется заметно больший интерес к акции. Только на старте продаж с самого утра поступило значительное количество бронирований. Создается впечатление, будто все только и ждали этой возможности.

Первые итоги продаж: Сочи и Красную Поляну берут, начиная с ближайших дат октября и на ноябрь, Кавминводы – на октябрь, Крым чаще спрашивали на ноябрь. Востребованы несколько столичных отелей в ближайшие даты, «Зимний экспресс» Великий Устюг и Подмосковье – на Новый год. Больше всего бронируют Сочи».

Наталья Панферова, RATA-news

Китайские туристы могут вернуться в Россию уже в апреле 2021 года

Китайские туроператоры полагают, что их клиенты смогут приехать в Россию уже в апреле 2021 года. Российские, в свою очередь, надеются, что туристы из Китая вновь, как это было в 2014 году, «спасут» наш рынок в трудную минуту. Однако к их приему надо подготовиться, учесть ошибки прошлых лет и растущие запросы гостей из КНР.

Не менее важно определиться с оценкой реального социально-экономического эффекта от въездного туризма из Китая в Россию. Сейчас пока единого подхода нет. Эти вопросы обсуждались вчера на первой из серии онлайн-конференций, которые ассоциация «Мир без границ» организует совместно с Всероссийской академией внешней торговли, Минэкономразвития России и Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга.

В конференции приняли участие представители отраслевых органов управления, профильных подразделений Банка России и Минэкономразвития России, ведущих российских туроператоров, музеев, эксперты Всероссийской академии внешней торговли, РАНХиГС и специалисты из смежных направлений.

Проблемы развития въездного туризма из Китая рассматривались на примере Санкт-Петербурга, одного из самых притягательных для этого рынка туристических направлений в России. Глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев считает, что главная особенность китайского рынка не в какой-то особой специфике. «Свою специфику имеет любой рынок – немецкий, финский или китайский, это просто необходимо учитывать в работе, – сказал он. – Главная особенность китайского рынка – в его массовости и быстром росте. С этим вызовом столкнулись практически все страны. При таком турпотоке инфраструктуры просто не хватает».

В прошлом году Россию посетили 1,2 млн организованных туристов из КНР, это на 12% больше, чем в 2018. В первом полугодии 2020 года в Россию прибыло 47,6 тыс. китайских путешественников (-92%).

Санкт-Петербург в 2019 году посетил 1 млн китайских туристов. Как сказала заместитель председателя комитета по развитию туризма города Нана Гвичия, в основном это группы, на вип-сегмент в прошлом году пришлось 10% потока. Средние расходы гостей из КНР в Петербурге выросли за последние пять лет на 21,3%.

Сергей Корнеев не готов говорить об опасности китайского овертуризма в России: и вся страна, и такой большой город, как Петербург, дают возможности для диверсификации потока. «Практически все предложения по России при правильной их подаче положительно воспринимаются гостями из КНР – от северного сияния в Мурманской области до промышленного туризма, который для многих пока еще экзотичен», – пояснил глава комитета.

Директор государственного музея-заповедника «Царское село» Ольга Таратынова также видит выход в распределении турпотока. «В прошлом году наш музей посетило 4 млн гостей, из них на туристов из Китая пришлось не менее половины. И мы сначала честно пытались всех принять, по старинке удлиняя часы работы, вводя разного рода дополнительные возможности, но волна нас все равно захлестывала, – рассказала она. – В итоге мы поняли, что страдает качество, и все это неправильно. Этим должно заняться государство – освободить одни музеи от сверхнагрузки и рекламировать другие, очень интересные, которых в городе немало».

По словам г-жи Таратыновой, китайский групповой туризм меняется: пять лет назад это были эконом-группы, которые требовали и такого же обслуживания, а сейчас в музеях видят все чаще средний класс, людей с другим уровнем образования и запросов. «Не исключаю, что на подходе и премиум-туристы из Китая», – говорит эксперт. Сергей Корнеев считает, что именно этой категории туристов будут интересны электронные визы, которые начнут выдавать в России с 1 января 2021 года.

Представитель ассоциации «Мир без границ» в Китае Александр Фолько согласен, что премиум-сегмент в китайском потоке в Россию может подрасти. Но только электронных виз для них мало, эти люди должны понимать, почему они едут в какую-то конкретную страну, что они там увидят. «Надо повышать узнаваемость России на международном туристическом рынке, одни только баннеры не помогут. Мне кажется, стоит активнее сотрудничать с киноиндустрией Китая, снимать фильмы о России, это может сработать», – пояснил г-н Фолько.

Сейчас в китайском туризме в Россию выделяются три четких группы. Первую составляют люди старшего поколения, которые помнят СССР, вторую – молодежь, выбирающая туры в Европу в комбинации с Россией. Обе эти группы покупают продукты из ассортимента турфирм. Третья – вип-туристы, которые сами определяют, куда и как ехать

Санкт-Петербург, по словам г-на Фолько, правильно продвигается на китайском рынке, городские жители о нем точно знают и готовы ехать. «Но рекламирует он действительно те музеи, которые, как мы услышали, столкнулись с овербукингом. Может, действительно, стоит уже переориентировать поток?» – говорит он.

По словам Ли Ян, директора по продукту китайской компании U-Tour, крупного поставщика туристов в Россию, сейчас сюда едут люди моложе 60 лет. Большой всплеск интереса отмечен после ЧМ-2018 по футболу, когда китайцы стали целенаправленно спрашивать Калининград, Волгоград.

Электронная виза китайцами будет востребована, уверена Ли Ян. Но, скорее всего, семьями, небольшими компаниями, так что под них надо будет подкорректировать инфраструктуру приема – предоставлять микроавтобусы, более качественных гидов. Для этой категории туристов, считает эксперт, профессиональных гидов, например, в Петербурге не хватает.

В среднем расходы китайских гостей в России на сувениры и другие покупки составляют 16 тыс. рублей. «Но, думаю, после пандемии интерес к магазинам и покупкам упадет. Стоит ждать оживления лечебного и экологического туризма из Китая. Мы рассчитываем, что с учетом нынешней картины с коронавирусом китайские туристы смогут приехать в Россию в конце апреля», – сказала Ли Ян.

Управляющий директор компании «Тари-Тур» Игорь Кузьмин уверен, что в наступающем году китайцы помогут нам восстановить въездной туризм: «Вновь нас спасут, как это было уже в 2014 году после введения санкций. Вот об этом надо говорить. А у нас в последнее время много разговоров об убыточности китайского потока. Это не так. У него есть минусы – гиды и магазины, которые используют серые схемы. Но плюсов гораздо больше. Все гостиницы, туроператоры, транспортные компании платят налоги. Каждый третий постоялец в гостиницах – китаец».

Председатель совета ассоциации «Мир без границ» Иван Введенский подытожил встречу: «Мы впервые собрались таким широким составом, чтобы обсудить проблемы развития китайского туризма. Ответы получены далеко не на все поставленные вопросы. И, наверное, не Zoom должен объединять профессионалов для обсуждения», – сказал он.

По его словам, в Ростуризме есть межведомственная комиссия по китайскому рынку, которую надо расширить и настроить на работу. «В любом случае, работе с китайским потоком необходимо сейчас придать системный характер. Возможности есть. «Мир без границ» – коллективный член Российского союза туриндустрии, а в РСТ есть комитет по въездному туризму. Это готовая площадка для работы», – сказал г-н Введенский.

Светлана Ставцева, RATA-news

ВСС считает необходимым изменить механизм фингарантий туроператоров

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) поддерживает поправки к закону «Об основах туристской деятельности», предусматривающие обязательное создание единой системы электронных путевок. Союз напомнил, что система финансовых гарантий туроператоров нуждается в реформировании, а предложенные поправки позволят, с одной стороны, полноценно защитить туристов, а с другой – подтолкнут туристическую отрасль к саморегулированию.

Соответствующее письмо от имени президента ВСС Игоря Юргенса было направлено председателю Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Госдумы РФ Борису Пайкину.

Игорь Юргенс напомнил, что ВСС неоднократно выступал с предложениями по усилению контроля за деятельностью туроператоров (введение дополнительной отчетности, раскрытия реальных оборотов), в том числе путем внедрения электронной путевки. «Такая система позволила бы взять под контроль главный параметр, влияющий на размер финансовой ответственности – реальное количество проданных туроператором путевок. А это, в свою очередь, позволило бы ввести ограничения продажи туров при достижении туроператором порогового значения максимально возможного объема его обязательств», – сказал Игорь Юргенс.

Предполагаемое же поправками создание гарантийного фонда поможет обеспечить высокую степень защиты прав граждан и контроль деятельности туроператоров, а также снизить риски фальсификации.

По мнению страхового сообщества, при переходе на альтернативный инструмент финансового обеспечения ответственности туроператора договор страхования по его окончании может быть заменён полноценным членством в системе «Электронная путевка». «Это, с одной стороны, существенно повысит надежность туроператоров, а с другой – сделает ненужными какие-либо иные механизмы гарантирования, что, опять-таки, сэкономит расходы туроператоров», – считает Игорь Юргенс.

Израиль возобновляет авиасообщение в рамках программы «Открытое небо»

Правительство Израиля утвердило возможность возобновления полетов в соответствии с программой «Открытое небо». Аэропорт Бен-Гурион в полночь с 15 на 16 октября начал работу в том же режиме, в котором он функционировал до введения карантина.

«Произошел виток, приближающий нас к возвращению туризма, – заявил директор департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Владимир Шкляр. – Уверен, новые технологии борьбы с коронавирусом, которых становится все больше, помогут в обозримом будущем возродить туризм между Израилем и странами СНГ».


Уже сегодня 30 иностранных авиакомпаний восстановят полеты в Израиль. В воскресенье 18 октября планируется, что вновь взлетят 24 рейса израильских авиакомпаний Israir и El Al. На следующей неделе к ним присоединится и израильский авиаперевозчик Arkia. В аэропорту открываются кафе и рестораны.

Пока рейсы будут обслуживать только израильтян, а также небольшое количество категорий иностранных граждан, которые смогут посетить страну, получив специальное разрешение. Подробные правила въезда в Израиль иностранных граждан доступны на сайте Управления народонаселения и миграции Израиля на английском языке и на иврите.

Израильтяне, вернувшиеся из «зеленых» стран с низким уровнем заболеваемости, не обязаны будут сдавать анализ на коронавирус и находиться на карантине в течение двух недель.

Список «зеленых» стран будет обновляться раз в две недели, в соответствии с оценками Министерства здравоохранения Израиля и данными Евросоюза.

Фотограф Дана Фридландер