Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Ивор Вукелик: «Через 4-5 лет Россия может достичь уровня Великобритании и Германии по объемам выездного туризма»

08:03, 16 декабря 2013

Ряды российских туроператоров последние годы практически не пополняются. Рынок устоялся и, как полагают сами участники, в ближайшем будущем продолжит активную консолидацию. О том, каким видит развитие операторского бизнеса в России компания TUI Travel, одно название которой еще недавно звучало почти угрозой нашему рынку, рассказывает директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивор Вукелик (фото).

 

- Ивор, у вас большой опыт работы в разных странах. Видите ли вы специфику российского туристического рынка?

- Россия – очень интересный, я бы сказал, захватывающий рынок, но сложный, противоречивый. В отличие от Европы, у российских операторов есть очень важное преимущество – высокая востребованность пакетных туров, на которые приходится до 75% всего выездного туризма. При нынешнем размахе самостоятельного онлайн-бронирования европейские операторы об этом не могут и мечтать. На Западе интерес к самостоятельному туризму подстегивают, главным образом, авиакомпании-лоукостеры и системы интернет-бронирования (Online travel agencies, OTA). Они тесно взаимодействуют, давая возможность клиентам планировать путешествия быстро и дешево. Поэтому, когда я рассказываю своим европейским коллегам о том, что операторы здесь, в России, отправляют целые самолеты на недельные экскурсионные программы, например, в Чехию, мне не верят. Российский рынок огромен, и он растет. Сам факт, что в России работают 4-5 выездных операторов со своими авиакомпаниями, рейсами из десятков городов, гостиницами, принимающими компаниями, агентскими сетями, удивителен. Это показатель серьезности рынка. Объемы, как и инвестиции в массовые направления, поражают. С большим уважением отношусь к компаниям «Пегас Туристик», Coral, Tez, Anex. Хороший профессиональный уровень показывают нишевые операторы, например, PAC Group и «Джет Тревел». На своих ключевых направлениях, например, горнолыжных, они добиваются отличного качества и результатов.

 

- То есть не рынок, а настоящая находка?

- Да, но при этих достижениях у российского рынка немало проблем. Быть туроператором здесь, безусловно, более рискованно, чем в Европе. Во-первых, конкуренция чрезвычайно высока. Во-вторых, бронирование традиционно осуществляется очень поздно. В итоге полетные планы операторов в течение года меняются по несколько раз. При этом стать оператором или агентом может фактически любой человек. Клиентский сервис пока на начальном уровне, и его развитие – приоритет №1 для российского рынка. Огромные проблемы с турагентствами, которых с каждым годом становится все больше, а качество их работы – все хуже. В бизнес достаточно легко войти, при этом отсутствует лицензирование и вообще регулирование сектора со стороны государства. Работать в таких условиях очень непросто. Но Россия – важнейший для нас рынок, с большими объемами и огромным потенциалом. Все это позволяет спрогнозировать, что в течение ближайших 4-5 лет Россия может достичь уровня Великобритании и Германии по объемам выездного туризма. При этом развитие структуры рынка туроператоров и дистрибуции здесь идет по пути, схожему, скорее, с немецким вариантом. Добавлю, что один из ключевых акционеров TUI, а также один из собственников TUI Russia & CIS – российская компания S-Group Capital Management, это еще одна причина особого интереса к рынку, и мы предпринимаем максимум усилий для того, чтобы добиться здесь успеха.

 

- Что для вас – успех?

- Как я уже сказал, мы постарались понять специфику российского рынка. Это стало возможным благодаря тому, что в TUI Russia & CIS создана уникальная профессиональная команда, в которой работают специалисты из разных стран, с разными подходами. За полтора года, а именно столько времени наша компания работает здесь под своим брендом, мы смогли достичь успешных операционных результатов и предложить эффективную бизнес-модель. Этот успех нам тем более ценен, что в России ситуация иная, чем в Скандинавии или странах Центральной Европы, жители которых хорошо знакомы с нашим брендом. Нас хорошо знают в Москве и Санкт-Петербурге, но в регионах еще только предстоит добиться известности.

За эти полтора года мы открыли более 600 собственных и франчайзинговых офисов по всей стране, первыми в России запустили авиаперевозку под собственным брендом, предложили дифференцированный продукт – свои концепции отдыха. Мне самому порой не верится, что мы все это смогли. Ведь, повторюсь, конкуренция огромна. Мы первыми начали внедрять высокие стандарты во франчайзинговых агентствах. Агентства не просто меняли вывеску, а должны были выполнять ряд серьезных требований по качеству работы. Мы предложили новый тип коммуникации с агентствами: если раньше были только кураторы в операторском офисе, то сейчас к ним добавились аккаунт-менеджеры, в обязанности которых входит ежедневное посещение 35-40 агентств. Я и сам стараюсь ездить во все города, даже если там одно-два наших агентства. Личный контакт ничем нельзя заменить.

 

- Говоря о дифференцированном продукте, вы имеете в виду нашумевший отель Jacaranda?

- Да, на базе турецкого отеля Jacaranda Club & Resort 5* мы создали эксклюзивную развлекательную концепцию от TUI под названием Fun&Sun Jacaranda Resort. Причем, нам говорили, что она не приживется, что российские туристы не любят отдыхать с соотечественниками, однако модель прекрасно работает с 1 мая 2012 года. На огромной территории, на первой линии, в окружении вечнозеленых сосен и цитрусовых деревьев созданы специально оформленные зоны для любого активного досуга, развлекательные программы для всех возрастных групп. В гостинице был открыт самый большой в мире детский клуб «Тукан». Сейчас этот отель – №1 по востребованности. Вот это я называю успехом. Туроператор продает никому не известную ранее гостиницу благодаря не хорошей цене, а именно продукту, правильно организованному отдыху. Это значит, что мы научились понимать клиента и меняем тренд на рынке. Будущим летом в Турции, в Сиде, мы предложим новую концепцию отдыха Magic Life Jacaranda, которая войдет в международную цепочку TUI Magic Life. Откроем больше детских клубов «Тукан», их полюбили уже многие россияне. В целом на ближайшие два года у нас запланировано открытие новых или развитие существующих концепций отдыха в разных странах.

 

- Но, помимо Jacaranda, была еще «Колавиа». Ситуация с задержками летом-2013 пошатнула репутацию и авиакомпании, и TUI.

- Мы, конечно, не ожидали такого поворота событий. Это был очень трудный период и для «Колавиа», и для нас. Мне кажется, я два месяца вообще не спал! Эта ситуация нас многому научила. Перевозчик не просто прошел ребрендинг и стал называться Metrojet – теперь это абсолютно новая авиакомпания. Недавно она вошла в состав международного туристического холдинга TH&C. Сменилось руководство: Metrojet возглавил Сергей Мордвинцев, имеющий богатый опыт управления российскими авиакомпаниями. Идет оптимизация процессов технического обслуживания самолетов. Это масштабный проект, который реализуется сейчас по инициативе и под эгидой TUI Travel Plc. К началу летнего сезона 2014 года система техобслуживания самолетов будет полностью модернизирована.

Кроме того, в салонах авиакомпании установят новые кожаные кресла, уже обновили форму бортпроводников, улучшили качество питания на борту. Мы также в два раза увеличили число стоек и представителей TUI в аэропортах «Домодедово», «Шереметьево» и «Пулково». Metrojet – наш стратегический партнер, она выполняет до 80% нашей полетной программы. На ней же летает ряд других туроператоров – Coral, Anex, это повысит степень доверия к Metrojet. У авиакомпании девять современных самолетов Airbus: два А320 и семь А321. Metrojet стремительно наращивает объем пассажирских перевозок. С января по октябрь 2013 года услугами авиакомпании воспользовались более миллиона человек. Ожидается, что по итогам года количество пассажиров удвоится по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Могу сказать, что теперь я хорошо сплю: мы доказали клиентам, что, выбрав TUI и Metrojet, они приняли правильное решение.

 

- Большинство массовых направлений, прежде всего Турция и Египет, сейчас растут за счет регионов. Представительства TUI пока работают только в городах-миллионниках. А ваши конкуренты осваивают города даже не второго, а третьего эшелона. Есть ли планы по расширению в российских регионах?

- Есть два основных пути освоения регионов. Первый – поставить свои рейсы и «взять» рынок, второй – постепенное погружение, знакомство с людьми, изучение ситуации, открытие своего офиса. Мы идем по второму пути и никуда не торопимся. Освоение регионов у нас тесно увязано с общей долгосрочной программой развития в России. У нас есть туроператорские офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Екатеринбурге, Ростове, Самаре, Казани, Краснодаре и Минводах. Большие планы и по развитию в Санкт-Петербурге. Мы наращиваем полетную программу, этой зимой открыли Чехию, летом планируем начать летать в Тиват, Варну и Бургас. И, конечно, продолжим развитие программы по Египту и Турции, например, начинаем полеты в Даламан. Более того, следующим летом наши брендированные самолеты авиакомпании Metrojet будут базироваться не только в Москве, но и в Петербурге. Будущей зимой планируем открыть еще три-четыре офиса, но вопрос еще прорабатывается, никаких деталей сообщить пока не могу.

 

- Несмотря на богатый международный опыт, TUI Russia – компания молодая, развивающаяся. Судя по всему, в ней продолжается процесс активного внутреннего строительства. Известно, что в сентябре в компании прошло довольно значительное сокращение сотрудников. Чем это вызвано?

- Говорить о «значительном сокращении» не совсем корректно. Во-первых, сентябрь – это конец летнего сезона, и в этот период заканчивает работу сезонный персонал, в 2013 году это более 40 человек. Часто департаменты хотят оставить сезонных сотрудников в своей команде, поэтому их запланированный уход воспринимается как сокращение. Во-вторых, в компании ведется постоянная работа по повышению эффективности процессов, в том числе по оптимизации затрат. Так что речь не идет просто об увольнениях или сокращениях, мы делаем компанию максимально эффективной. Сегодня в TUI Russia работает порядка 600 человек – в Москве и регионах. Кроме того, в зарубежных DMC офисах TUI Russia&CIS трудится еще порядка 200 человек. В TUI Ukraine работает более 200 человек. Важно, что на сегодня TUI Travel – самая прибыльная в Европе туристическая компания. Предварительные результаты финансового года, которые были опубликованы 10 декабря, показали рекорд с ростом операционной прибыли в 20%, мы также поставили рекорд как самый прибыльный туроператор в мире.

 

- Дежурный вопрос, но не задать его невозможно: ждать ли очередных банкротств среди российских операторов? Как вы оценивает создание «Турпомощи»?

- Мне, например, казалось, что банкротство случится в Петербурге. Там этим летом была очень сложная ситуация: 100 рейсов в неделю в Грецию, 75 – в Анталью, сильнейший демпинг. Я ждал банкротства, но, несмотря на сложный сезон, все обошлось. А вот по поводу ухода «Асент Тревел» я искренне переживал, ведь эта компания открыла для россиян мою родину – Хорватию. Она всегда была заметным и прибыльным игроком, а этим летом из-за введения виз, выхода на направление крупных операторов просто не смогла выдержать конкуренцию. Сейчас мы убеждаем местных отельеров, что российский турист им необходим, так что вкладываться в продвижение будут и операторы, и хорватская сторона. Уверен, что страна может принимать не 200 тыс. россиян, а в три-четыре раза больше.

Что касается «Турпомощи», то такие организации по защите потребителей, безусловно, нужны. Еще важнее, на мой взгляд, упорядочить работу турагентств Я приветствую создание Альянса туристических агентств (АТА). Это нужная организация, которая могла бы заняться выработкой стандартов для агентств, аттестацией. В идеале, через два-три года надо создать систему на агентском рынке, консолидировать игроков. То же самое, на мой взгляд, ждет и операторов. Не думаю, что их останется 2-3 компании, как, например, в Великобритании – Россия слишком большая страна. Но 5-6 крупных массовых игроков и десятки нишевых – это хорошая степень консолидации рынка.

 

- Как вы оцениваете потребительский спрос на туруслуги? Эксперты говорят о серьезном спаде. Можно ли на этом фоне верить рекордным объемам раннего бронирования, о которых сообщают некоторые операторы?

- Спад есть, в ноябре он составил 25-30%. Но вполне мог быть вызван снижением объемов по Египту, поэтому реальную ситуацию на рынке отследить сейчас невозможно. Итоги раннего бронирования будут видны только 30 марта. Тогда станет ясно, сохранили ли туристы доверие к этой акции. В прошлом году были рекордные показатели по раннему бронированию, но затем летом многие операторы продавали туры по тем же «ранним» ценам. Туристы не могли этого не заметить.

В плане общей экономической ситуации не вижу поводов для беспокойства. Многие вокруг говорят о кризисе. На самом деле, доллар все это время колеблется на своем обычном уровне – 28-33,4 рубля, ни разу не опустившись, например, до 37 рублей, что было бы показателем неблагополучия. Россияне недовольны ростом ВВП на 1,9% вместо 3,9-4%, но многие страны на нуле или вообще в минусе! Чтобы что-то оценить, нужно посмотреть со стороны. Я вижу колоссальный прогресс: за последние 10 лет скачок такой, какой трудно себе представить. В других странах на такие перемены ушло бы 100 лет! На мой первый доклад в TUI Travel о России мне отвели 4 минуты, а последний раз я рассказывал о ваших переменах часа три – и все слушали, удивляясь, про бабушек с iPhone и iPad в метро, про то, насколько сильно проникновение интернета в стране, что в социальных сетях россияне сейчас – лидеры. И у иностранцев, и у самих россиян слишком много стереотипов о России. Поэтому я иногда шучу, говоря, что люблю Москву больше, чем москвич, а Россию – больше, чем россиянин. По-моему, у вас сейчас очень интересно, многое можно сделать. Просто нужна смелость, чтобы пробовать, начинать. Собственно, как и везде.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно