Пегас с 18 октября

Агенты «Аэрофлота» всерьез готовятся к 1 апреля

В минувшую пятницу на вечере, организованном «Аэрофлотом» для своих партнеров, коммерческий директор авиакомпании Евгений Бачурин сообщил о том, что с 1 апреля 2004 года перевозчик отменяет агентскую комиссию. Как уже сообщалось ранее, одновременно повышается обязательный минимальный объем продажи билетов - со $100 тыс. до $200 тыс. Напомним, что эта тема поднимается авиакомпанией не впервые, с осени прошлого года проблема неоднократно обсуждалась на совещаниях с представителями сетевых агентств. И хотя сообщение Евгения Бачурина официальной информацией назвать нельзя – чтобы соблюсти формальности, перевозчик должен за месяц до введения новых правил разослать партнерам соответствующие письма, но все равно агентам «Аэрофлота» ничего не остается, кроме как активно готовиться к работе в новых условиях.

В принципе с тех пор, как RATA-news в октябре 2003 года последний раз писала о возможной отмене комиссии, с точки зрения конкретной информации о планах «Аэрофлота» практически ничего не изменилось. Как известно, авиакомпания рассматривала два варианта работы с агентами – снижение базовой комиссии с увеличением бонуса либо фактическое обнуление комиссии с выплатой $1 за продажу каждого билета. Судя по словам г-на Бачурина, перевозчик остановился на втором варианте. При этом агенты смогут устанавливать сверх билетного тарифа дополнительный сбор, но как это будет происходить технически, по-прежнему, непонятно. Также непонятна правовая основа для установления агентами дополнительного сбора: ведь услуги по продаже входят в стоимость авиабилета, а что такое продажа прописано в сертификационных правилах. Кроме того, речь шла о бонусах, но размер поощрений также пока неизвестен.

Много вопросов по код-шерингу – организации совместных перевозок, соглашения о которых у «Аэрофлота» подписаны с 19 авиакомпаниями. Например, какой смысл продавать «бескомиссионные» билеты российского перевозчика, если на тот же рейс можно продать билет иностранной компании и получить свои агентские? Любопытно, что г-н Бачурин на одном из совещаний с агентами сообщил, будто «Аэрофлот» уже договорился со всеми летающими в Россию крупными зарубежными авиакомпаниями об отмене комиссии и в те же сроки. Однако, по сведениям RATA-news, некоторые западные перевозчики пока намерены занять выжидательную позицию и точно ничего подобного не введут с 1 апреля. Помимо всего прочего, связано это и с тем, что есть нормы IATA, согласно которым авиакомпании должны предупреждать агентов об изменении условий сотрудничества задолго до начала действия новых правил. Например, Lufthansa своим партнерам в Германии подобные новости сообщает за год.

А что делать с корпоратами, с которыми у многих агентов подписаны контракты на полгода или на год? Отмена комиссии вынуждает агентства пересмотреть политику отношений с клиентом и, возможно, переложить потерянную комиссию на его плечи. Менеджер бизнес-агентства «Континент-Экспресс» Антон Галатенко считает, что из-за новых правил продажи билетов на корпоративном рынке возникнет большая путаница: поскольку непонятна принципиальная схема работы с «Аэрофлотом», соответственно, нет ясности по поводу возможных действий конкурентов. Антон предположил несколько вариантов поведения компаний, работающих с корпоратами.

Кто-то из агентов, желая сохранить клиента, пообещает не брать с него ничего сверх стоимости билета, будет работать в ноль и стараться увеличивать объемы. Кто-то будет брать с клиентов комиссию от 2% до 5% - такую же, по слухам, будет брать сам «Аэрофлот» при продаже билетов в своих кассах. И не исключено, что в этой ситуации корпораты начнут искать агентов, работающих на более выгодных условиях. К слову, агенты убеждены, что и частные клиенты начнут метаться по кассам, отыскивая билеты подешевле. Еще возможен вариант фиксированной накрутки на стоимость билета – в зависимости от направления и класса. «Так или иначе, но каждая компания сейчас разрабатывает собственные схемы работы в новых условиях, хотя при