Тревелпорт

Россиян готовят к введению евро

Как стало известно «Коммерсанту», этой весной турецкие хэндлинговые компании Havas и Celebi, обслуживающие авиакомпании в аэропортах страны, переводят свои цены в евро. Хотя авиабилеты в Анталию из-за этого подорожают незначительно, участники туррынка видят в этом настораживающую тенденцию. По прогнозам туроператоров, уже следующим летом цены в евро, скорее всего, переведут и турецкие гостиницы.

После появления единой европейской валюты турецкие и российские турбизнесмены не стали отказываться от долларовых цен. Существенное подорожание отдыха в Европе, произошедшее после ввода в обращение евро, сделало долларовые турецкие курорты как никогда привлекательными. Однако мало кто сомневался, что постепенно евро вытеснит доллар из оборота турецкого турбизнеса: первое место по количеству посещающих турецкие курорты туристов традиционно занимает Германия, кроме того, Турция активно интегрируется в европейское экономическое пространство. И действительно, сегодня за свой отдых в Турции в долларах платят лишь россияне, жители стран СНГ, а также отдыхающие из арабских стран и Израиля.

По данным Министерства туризма Турции, в 2004 году страну посетили 1,6 млн. российских туристов, это на 25,27% больше, чем в 2003 году. Начиная с 2000 года число наших соотечественников, посещающих турецкие курорты, ежегодно растет в среднем на 20%.

В этом году за проживание в турецких гостиницах россияне, по-прежнему, будут платить в долларах. Однако туристическая инфраструктура страны постепенно переходит на евро, а сувениры и дополнительные услуги в гостиницах продаются за евро еще с прошлого года. На днях о переводе расценок на свои услуги в евро уведомили своих партнеров турецкие хэндлинговые компании Havas и Celebi. Вчера их представители подтвердили «Коммерсанту» эту информацию. А в Celebi даже уточнили, что изменения в ценовой политике компании произойдут как раз накануне начала туристического сезона - в апреле этого года.

Компания же Havas разослала своим партнерам новый прайс-лист. Если исходить из содержащихся в нем цифр, для российских туристов рост цен на хэндлинг обернется незначительным подорожанием стоимости авиабилетов. Коммерческий директор чартерной компании «Континентальные авиалинии» Надежда Савина оценивает "хэндлинговую надбавку" в $4-5 (билет на рейс Москва – Анталия - Москва этим летом будет стоить около $190). По мнению коммерческого директора компании «ТЕЗ тур» Александра Буртина, доплата составит $12-15.

Мнения участников туррынка о перспективах перевода в евро цен на гостиницы разделились. Туроператоры по Турции прогнозируют, что он состоится не раньше 2007 года. «В следующем году такой перевод может произойти, только если курс доллара внезапно обрушится, - утверждает Александр Буртин. - Поскольку это маловероятно, то, по нашим прогнозам, в течение ближайших двух сезонов цены на путевки в Турцию останутся в долларах». Однако большинство незаинтересованных экспертов уверено, что переход не евро состоится уже в следующем году. «Думаю, что в следующем году цены будут в евро. Неестественно, что они остаются долларовыми так долго», - считает председатель совета директоров сети турагентств «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. «Все говорит за то, что владельцы гостиниц переведут россиян на европейскую валюту к лету 2006 года», - утверждает председатель совета директоров турфирмы UTS group Алексей Крылов.

Переход на евро, скорее всего, негативно скажется на посещаемости Турции россиянами. «На испанском направлении в первый сезон после введения в обращения евро отток российских туристов был очень существенным - страна потеряла процентов 20 туристов из России. Думаю, что и на турецком направлении вполне может произойти что-то подобное, - полагает заместитель генерального директора компании «Детур» Геннадий Косарев. - По крайней мере, если бы смена валют произошла сейчас, отток был бы очень большим».

Для туроператоров очевидно, что реакция туристов будет зависеть и от коэффициента конвертации американской валюты в европейскую. Однако опыт конвертации, проведенной хэндлинговой компанией Havas, свидетельствует, что турецкие бизнесмены предпочитают конвертировать на повышение - цены Havas выросли на величину курсовой разницы между европейской и американской валютами. «Они перевели цены, что называется, один в один, - говорит Надежда Савина. - До сих пор наземное обслуживание самолета Ил-86 (услуги по приему лайнера, в частности его уборка, обслуживание пассажиров в аэропорту и др.) стоило $2600, теперь стало 2600 евро».