Интурмаркет с 1 октября

Россияне застряли в Европе из-за отмены авиарейсов

Туроператоры сильно обеспокоены по поводу своих туристов, которые застряли в Европе из-за остановки авиасообщения. Люди предоставлены сами себе и просят вывезти их домой, но сделать это непросто – на большинстве оставшихся рейсов либо нет мест, либо билеты подорожали в несколько раз. Вчера туроператоры собрали и направили в Ростуризм списки клиентов, которые не могут вернуться в Россию, и рассчитывают на более активное участие государства.

По словам генерального директора компании «ДеВизу» Алексея Лебедя, особенно тяжелая ситуация в Чехии, которая закрыла границу раньше всех в Европе – 13 марта. «С 19 марта «Аэрофлот» останавливает рейсы в Прагу. До этого вывезти всех оказавшихся там туристов однозначно не получится. Перевозчик сообщил об организации чартеров, но как это будет происходить и что делать туристам, непонятно, – рассказал он RATA-news. – Всего в Европе у нас сейчас в таком положении оказалось примерно 50 человек. Мы представили все эти сведения в Ростуризм».

«Весь понедельник мы занимались вывозом туристов, в основном из Чехии, где действительно трудная ситуация, – подтвердил генеральный директор компании «ДВМ-Тур» Владислав Салатов. – «Аэрофлот» объявил о последнем рейсе 19 марта, на него уже нет билетов. Что делать тем, кто должен вылетать позже, мы не знаем».

По его словам, перевозчик рекомендовал всем своим пассажирам в Чехии прибыть в его представительство в Праге и зарегистрироваться на будущий чартерный рейс. Но в стране введен режим чрезвычайного положения, перемещение между городами запрещено, а туристы находятся не только в Праге, но и во многих других городах. Больше всего – в Карловых Варах, причем это люди немолодые, приехавшие на лечение.

В других компаниях сообщают, что рейсы также отменила авиакомпания «Победа». Неожиданно, без какого-либо предупреждения сняла рейсы в Будапешт с 16 марта и венгерская WizzAir: разослала сообщения без каких-либо разъяснений, на звонки не отвечает. В итоге туристов приходится возвращать домой на стыковочных рейсах.

«Наши туристы – девять человек, три семьи с маленькими детьми – должны были возвращаться рейсом из Будапешта в Казань. Его отменили. На прямом рейсе «Аэрофлота» мест уже не было, с трудом удалось найти на «Турецких авиалиниях». Но уже с пересадкой – в Стамбуле. И в отличие от бюджетной WizzAir, этот перевозчик запросил 27 тысяч за взрослый билет и 23 тысячи за детский», – рассказали RATA-news в одной из компаний.

Генеральный директор компании «Пакс» Виталий Чижиков согласен: ситуация критическая. «Люди оказались в ловушке, они не могут купить авиабилеты, потому что их нет, или из-за баснословной цены. У многих заканчивается виза, туристы нервничают, начинается паника. Вся ответственность при отмене рейса лежит на перевозчике, и он может предложить пассажиру вылететь другим рейсом. Но в данном случае воздушное сообщение закрыто государством. По идее, туристам в этой ситуации надо связываться с консульством РФ, но они звонят нам и просят помощи», – пояснил г-н Чижиков.

Эксперт полагает, что нынешняя ситуация – хороший повод пересмотреть полномочия ассоциации «Турпомощь», в частности, распечатать резервный фонд. «Туроператор приобретает сейчас авиабилеты туристам за свой счет, а потом мог бы компенсировать их из этого фонда. Функция ассоциации – оказывать помощь туристам в экстренной ситуации. И вот она наступила», – уточняет г-н Чижиков.

Он также считает, что надо срочно созывать наблюдательный совет «Турпомощи» и решать, как поступать сейчас, когда одна за другой закрываются страны, а россияне оказываются в патовой ситуации. Нужны активные действия со стороны профессиональной организации турбизнеса, уверены участники рынка.

Однако резервный и персональный фонды ассоциации, согласно закону, могут быть использованы лишь в случае невозможности исполнения туроператором своих обязательств перед туристами. По словам главы ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко, вероятность того, что туроператорам позволят использовать средства персонального фонда на покрытие нынешних убытков, невысока. «Законодательно эта возможность не прописана. Поэтому вряд ли мы добьемся этого. Нужно либо постановление правительства, либо указ президента», – сказал он. По словам г-на Осауленко, все зависит от политической воли, но изменить закон быстро довольно трудно.

Сейчас соответствующие предложения направлены в правительство, в том числе самой «Турпомощью». Напомним, Российский союз туриндустрии (РСТ) направил 16 марта в администрацию президента обращение с просьбой о поддержке отрасли. Среди предложений – возможность использовать на покрытие убытков до 30% средств, накопленных в фонде персональной ответственности компании.

Операторы также считают, что к решению проблем туристов в Европе должен более активно подключиться МИД РФ, так как у ведомства есть полномочия и опыт решения задач на межгосударственном уровне.

Судя по всему, МИД в курсе происходящего. Вчера официальный представитель министерства Мария Захарова подтвердила, что многие российские граждане по всему миру оказались сейчас в сложной ситуации: отменено авиасообщение, закрыты границы, введены чрезвычайные меры, ограничивающее передвижение. «В каждом случае, а их тысячи, предпринимаются соответствующие меры: от составления вывозных списков, как в Узбекистане, до помощи в оформлении документов», – сказала она.

Ростуризм, в свою очередь, сообщил, что разрабатывает форму обратной связи, которая будет запущена на сайте ведомства для оперативной связи с туристом. Уже сейчас, как уточняется на сайте, организованный турист может оставить информацию о себе в мобильном помощнике «Турпомощи», а самостоятельные – в мобильном помощнике МИД. Полученные сведения Ростуризм в координации с авиационными властями и заинтересованными ведомствами использует для обеспечения возвращения граждан РФ на территорию страны.

Светлана Ставцева, RATA-news