Туроператоры оценили риски после сообщений об отмене морских круизов
Крупнейшие круизные компании объявили о прекращении программ из-за коронавируса. Одни остановили абсолютно все круизы, другие – только европейские туры или маршруты с отправлением из портов США. В одних случаях флот заморожен до апреля, в других – до мая. Зарубежные партнеры российских туроператоров готовы аннулировать брони, однако установленный законом срок возврата средств для них отличается от требований российского законодательства, что обеспокоило рынок.
«До 3 апреля Costa Cruises остановила движение по всем маршрутам, кроме двух кораблей, которые завершают путешествие. После этой даты круизы возобновятся по расписанию. По аннулированным турам мы предлагаем российским клиентам ваучер на приобретение другого круиза либо возвращаем полную стоимость. Более того, по всем аннулированным нами броням мы возвращаем также стоимость авиаперелета и отелей, если они были подобраны под круиз. Ваучер действует в течение 12 месяцев», – рассказала RATA-news представитель Costa Cruises в России Екатерина Илюшина.
Она также добавила, что если турист перебронирует путешествие на дату после 4 апреля, то он получает средства на бортовой счет. В случае несогласия на эти условия клиенту возвращают стоимость круиза. «Что касается сроков возврата, то они обусловлены нашими взаимоотношениями с партнерами. Туроператор должен вернуть деньги в установленный законом срок, мы же производим с ним пересчеты и взаимозачеты», – говорит г-жа Илюшина.
Собеседница отметила, что большинство туристов перебронируют туры. «Число аннуляции не так велико, потому что мы снизили цены на лето, осень и зиму. Рано или поздно пандемия закончится. Не могу говорить о лете, но осень и зиму уже можно планировать», – подчеркнула она.
Менеджер компании «Инфлот круизы и путешествия» Юлия Дмитриева считает новость об остановке круизов позитивной, поскольку это снимет напряжение на рынке. Все предыдущие решения требовали огромного количества операционных действий со стороны и туроператоров, и круизных компаний. «Такая остановка поможет разрешить эту ситуацию. В нашей компании почти все клиенты готовы на перенос туров, но любой из них может потребовать возврат средств», – комментирует г-жа Дмитриева. Она подчеркнула, что в ваучере на приобретение круиза вместо отмененного прописана сумма на 25% больше, то есть турист может оформить более дорогую поездку.
Генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский сказал RATA-news, что условия отмены круизов у всех компаний разные, и нельзя утверждать, что весь процесс сводится к выдаче ваучеров на альтернативный круиз. «Например, с возвратом средств по круизам с заходом в Италию от компании Costa Cruises проблем нет. Компания Celestyal Cruises, которая делает морские круизы преимущественно по европейским странам, предлагает клиенту выбор по отмененным рейсам - возврат средств или перенос путешествия на другие даты с увеличением стоимости на 25%».
Г-н Михайловский отметил, что некоторые круизные компании действительно предлагают только перенос средств на другие даты: «Но мы в таких случаях взаимодействуем с партнерами и клиентами, чтобы найти компромисс».
Однако не всем туроператорам сообщение об отмене круизов пришлось по душе. «Практически все круизные компании заморозили свою операционную работу на два месяца. Мы не можем возвращать туристам свои деньги», – обращает внимание генеральный директор компании «Круизный дом» Константин Пучков.
Правительство в России обещает поддержать пострадавшую от коронавируса туротрасль отсрочкой уплаты налогов, но эксперты сомневаются в существенном эффекте от этой меры, тем более что пока не ясно, о каких налогах и о каком периоде идет речь. Опыт других стран при этом демонстрирует обусловленную законом практику, когда туркомпании по своему усмотрению могут не возвращать средства или замораживать их для следующей поездки.
«Перенос тура по времени производится моментально. Но проблема в том, что при желании туриста вернуть деньги круизные компании будут делать это в течение более 90 дней. Закон их стран это позволяет. Наши законы предписывают туроператорам возвращать средства в десятидневный срок. Так или иначе мы стараемся сберечь деньги клиентов. Наилучший способ сделать это – перенос тура», – уверена директор по маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова.
Наталья Рудакова, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»