Донинтурфлот
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Как в российском туризме реализуется повестка ESG и устойчивого развития

Повестка социальной и экологической ответственности бизнеса, устойчивого развития постепенно завоевывает свое место в российском туризме. О том, что делается и что еще нужно сделать бизнесу в этом направлении, говорили эксперты в ходе тематической сессии на выставке «Интурмаркет».

Руководитель комитета РСТ по развитию устойчивого туризма Вита Саар рассказала о терминологии, которая применяется в этой сфере. «В России есть некоторая каша в терминологии по поводу ESG и устойчивого развития. У нас раньше были программы КСО – корпоративной социальной ответственности, когда крупные корпорации планировали, как они будут ликвидировать ущерб, нанесенный окружающей среде их деятельностью, с помощью экологической и социальной активности. То есть, КСО и устойчивое развитие – это план действий, а ESG (Environmental, Social and Corporate Governance) – это отчет, в котором вы рассказываете, что сделано за год с точки зрения экологического, социального и корпоративного управления», – рассказала она.


Г-жа Саар сообщила, что основная задача комитета – повысить интерес к России как устойчиво развивающемуся туристическому направлению: «Мы поставили цель, чтобы у четверти регионов появились стратегии устойчивого развития территорий, и одним из ключевых направлений был туризм. Основной своей задачей мы видим ликбез, обучение рынка новым инструментам. Сейчас, в кризис, когда у клиентов нет денег, надо смотреть туда, где деньги есть – это государство, меры грантовой поддержки, крупные корпорации, которые имеют стратегию ESG или программы КСО. Мы проводим образовательные программы двух типов – работа с бизнесом и работа с муниципалитетами, так как основная задача устойчивого туризма – оставить деньги туриста в регионе, куда он приезжает».

По словам эксперта, устойчивый туризм – инструмент, который позволит бизнесу сориентироваться в экономической и политической турбулентности. «Участники нашего практикума отмечают, что прямо сейчас можно брать некоторые инструменты и их внедрять. В прошлом году РСТ вместе с Ростуризмом проанализировал уровень устойчивого развития туризма в регионах. 34 из 86 субъектов федерации показали результат выше среднего, что для такой новой темы хороший показатель. В пятерке лидеров – Москва (8,5 баллов из 10 возможных), Башкортостан (8), Ульяновская область (7,6), Санкт-Петербург (7,6), Воронежская область (7,5)», – добавила Вита Саар.

Комитет планирует организовать в этом году практикум на базе РГУТИС с выдачей удостоверения государственного образца.

По словам директора по стратегическому развитию Красной Поляны Ольги Филипенковой, стратегия устойчивого развития курорта разработана до 2025 года. Пять ее основных целей – «забота о каждом, охрана окружающей среды, ответственный бизнес, благополучие сотрудников и развитие территории поселка Красная Поляна».


«На курорте работают девять отелей, все с сетевыми брендами, у которых заложены экологические инициативы. К 2025 году мы хотим, чтобы все гостиницы перешли на повестку ESG. Пока в России нет собственной программы сертификации на соответствие зеленым стандартам, мы выбрали программу Green Key. Полностью сертифицирован один отель, можно использовать значок экологичности. Это означает, что 90% моющих средств должны быть с пометкой экологичных, более 80% продуктов питания должны быть локальными. Здесь одна из целей – развитие территории Красной Поляны и поддержка предпринимательства.

Другой кейс – развитие и поддержка предпринимательства на месте. «Мы предоставляем площадку для торговли производителям сувениров, сладостей и других подобных товаров. Тем самым даем возможность развиваться мелким предпринимателям. Когда проводятся MICE-мероприятия и организаторы хотят заказать необычный сувенир для участников, мы предлагаем местных производителей. В результате мероприятие получает уникальные сувениры, а производители – возможность роста, выхода на новые рынки. Так у нас произошло с краснополянской косметикой. Они были очень маленькие, потом мы стали брать продукцию в отели, потом они открыли магазинчик, расширили производство», – рассказала г-жа Филиппенкова.

Административный директор «Анекс Тур» Александра Дмитриева рассказала, что до пандемии компания ежедневно получала большое количество бронирований с пометкой «номер для инвалидов». «В России порядка 11 млн туристов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – колясочники, с проблемами зрения, ментальными болезнями, сюда же можно посчитать пожилых людей, мам с колясками. Эти люди, как правило, дальше своего региона не выезжали, так как им нужна особая инфраструктура», – рассказала она.


По словам г-жи Дмитриевой, в 2019 году «Анекс Тур» запустил проект «Отдых без границ», который действует в 10 странах. «В этом году есть планы по адаптации проекта на российский рынок, на регионы, хотя в большинстве из них сложно с инфраструктурой для людей с ОВЗ. У нас по этим 10 странам есть список отелей, которые могут гарантировать адаптированные номера, дублирование меню шрифтом Брайля, голосовое оповещение в лифтах и другие опции. Мы предлагает фиксированную скидку для путешественников этой категории плюс набор опций, который также входит в пакет. Таким образом туристу будет комфортно отдыхать наравне со всеми», – рассказала представитель «Анекс Тур», добавив, что программой уже воспользовались более 1,5 тыс. туристов.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news