Калуга

Менее 20% агентств готовы после кризиса заниматься туризмом как основным видом бизнеса

В связи с кризисной ситуацией профессиональная группа Radio Travel в Фейсбуке опросила своих участников-турагентов по поводу перспектив их работы в туризме. Вопрос сформулирован так: «Если вам предложат другой бизнес, не туристический, хороший, денежный, готовы ли вы уйти и никогда больше не возвращаться к этой профессии?».

Ответили более тысячи человек. Из них 601 (более 60%) выбрали вариант «Туризм оставлю как хобби», то есть решили продолжить туристический бизнес, но как факультативный, а не основной.

Тех, кто готов совсем уйти с рынка, набралось 34%, и это почти в 2,5 раза больше, решивших остаться в турбизнесе, – 343 голоса против 148. Причем среди планирующих бросить туризм немало таких, кто проработал в нем по 20 и более лет, так что нынешний кризис у них далеко не первый. Это ярко демонстрирует показывает всю серьезность нынешних проблем в отрасли и настроение предпринимателей.

 С другой стороны, понятно, что сейчас обстановка располагает больше к эмоциям, чем к спокойным рассуждениям, и когда все уляжется, многие будут думать иначе. И «хобби», возможно, снова превратится в главный бизнес. Как, скорее всего, оно и было уже не раз за последние 20 лет. Хочется надеяться, что туризм вновь докажет свою живучесть.

Однако пока настроение на рынке тревожное. Тяжелой ситуацию делает, по мнению агентств, требование стопроцентных возвратов денег туристами, которые вынужденно аннулировали туры. Угнетает неопределенность: если бы перенос туров был узаконен, это успокоило бы и туристов, и турагентов.

Те, кто готов отказаться от агентского бизнеса, говорят, что рынок независимо от коронавируса ждут серьезные изменения. Об этом участники опроса пишут в своих комментариях. «Продажи с комиссией 7% – уже давно не бизнес, одни слезы». ««Последние годы туризм трясет все больше и больше, стали выше чеки, ниже комиссии, растут эквайринги и другие расходы. Так что пора менять жизнь и обрести новые навыки, которые позволят иметь стабильный доход и независимо от закрытия границ».

По мнению многих, агентский бизнес сильно просел из-за развития онлайна, где туристы могут все сами забронировать и оплатить. Агентства им сейчас не особо и нужны. И операторам агентства не нужны. Они уже нанесли рознице удар, урезав комиссии и перейдя к прямому взаимодействию с клиентом. Другие возражают: «Нет, профи нужны везде. Не нужны просто бронировщики туров, которые ничего кроме этого не умеют».

Агентства делятся также прогнозами. Здесь диапазон тоже широкий – от «уже к лету ситуация нормализуется» до «2-3 года народ никуда летать не будет, а нам и всему миру «светит» Северная Корея в плане экономики, медицины и свобод».

 «Конечно, я предполагала, что в нынешней ситуации проявятся те, кто решил расстаться с профессией, которой отдали уже полжизни. И это хорошие профи. Но то, что желающих реально остаться в бизнесе будет всего 15-20%, не ожидала. Очень расстроилась. Некоторые комментарии не могла читать без слез. Тем более что мы и раньше проводили подобные опросы, но никогда не было столько негативных ответов», – сказала RATA-news генеральный директор компании «Меридиан-тур», основатель сообщества Radio Travel Анжела Галкина.

Тем не менее, она считает, что итоги опроса отражают реальную картину. Психологически агентства устали давно – и от маломаржинального бизнеса, и от непартнерского отношения туроператоров. «Турагентства стоят на защите интересов потребителя. Ночи не спят, если нужна помощь. В глаза смотрят, общаются, стараются угодить и получить не только прибыль, но и эмоциональную отдачу от своего труда. И вот сейчас они оказались заложниками ситуации, когда одни денег не отдают, а другие требуют. Большая нервная нагрузка, психологическая усталость. И полностью остановленный бизнес», – говорит Анжела Галкина.

Вряд ли, по ее словам, стоит радоваться тому, что больше половины опрошенных готовы оставить туризм как факультативный бизнес: «Для «хобби» туризм – занятие убыточное и сейчас уже слишком хлопотное. Не думаю, что многим удастся его сочетать с другими видами деятельности».

С другой стороны, многие уверены, что уход из бизнеса – не решение. Во-первых, риски и проблемы есть в любом деле. К тому же туризм – бизнес почти без вложений: «Самое дорогое – аренда офиса с оплатой вперед за два месяца и обязательства перед сотрудниками. А все другие требуют более значительных затрат на старте, например, инвестиции в оборудование, в 20 раз превышающие операционные расходы среднего турагентства. Именно это – основная причина, почему из туризма трудно уйти в другой бизнес», – пишут участники опроса в комментариях.

Для очень многих туризм – образ жизни. Больших денег здесь не заработаешь, проблем встретишь тьму, но и впечатлениями, новыми встречами и знаниями обделен не будешь. «Да, хочется бизнес подоходнее. Но мне снятся путешествия и отели, а не деньги», – говорит одна из участниц группы.

Кризисы – явление временное, и уже сейчас некоторые туристы спрашивают, когда же откроют границы. «Пережили все предыдущие кризисы, переживем и этот», – говорят оптимисты. И призывают не унывать: «Несколько тяжелых месяцев не должны перечеркнуть годы работы. Надо продержаться».

Светлана Ставцева, RATA-news