Travelport с 25 октября

Александр Нерадько прорубает окно в Европу

Через месяц, 15 июня, руководство недавно созданной Федеральной аэронавигационной службы представит на обсуждение правительства концепцию технического перевооружения аэронавигационной службы страны. Вчера на заседании коллегии этого ведомства в присутствии журналистов прошло ее предварительное слушание.

Напомним, Федеральная аэронавигационная служба была создана семь месяцев назад. Ее возглавил Александр Нерадько, до этого руководивший Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Согласно «Положению о Федеральной аэронавигационной службе», эта структура является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции организации, регулирования и контроля в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации. В том числе именно Росаэронавигация отныне ведает созданием федеральных авиационных правил, выдачей разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство России и на пересечение ими нашей государственной границы. Принципиальным для нового органа является то, что он объединит структуры Минобороны (Управление по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением) и Минтранса («Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации»), отвечающие за организацию воздушного движения. Причем, подчиняется новая служба непосредственно правительству.

Предложенную Росаэронавигацией концепцию можно с полным правом назвать революционной, так как в случае ее принятия правительством воздушное пространство над Россией изменится кардинально. По словам Александра Нерадько, сейчас перевозчикам доступно лишь 30% российского неба. К тому же, хотя на долю гражданской авиации приходится не менее 92% всех полетов, использует она лишь 17% всего воздушного пространства. Остальное – в ведении российских военных. Все это сдерживает развитие отечественной гражданской авиации и освоение различных регионов страны. Поэтому задача первого этапа реализации концепции – переход от совмещенной военной и гражданской эксплуатации неба к единой системе управления. Военные уже сейчас прикомандированы к Аэронавигационной службе, в перспективе им предстоит стать теми унифицированными ее сотрудниками, которые одинаково владеют гражданской и военной спецификой аэронавигации.

Затем начнется работа по превращению пространства над Россией в единое, доступное для всех российских и иностранных перевозчиков и обслуживаемое по последним авиационным технологиям и мировым стандартам. Наряду с техническим перевооружением системы аэронавигации в стране это обеспечит интегрированность российского воздушного пространства в мировую аэронавигационную систему. Как сказал Александр Нерадько – между Россией и Европой будет, наконец, бесшовное пространство.

Одновременно Росаэронавигация предлагает изменить ставки сборов за навигационное обслуживание – в России они гораздо ниже, чем во многих странах Европы, хотя расстояния, климатические и другие условия у нас зачастую сложнее. В свое ведение Росаэронавигация предлагает взять и функции организации и контроля спасательных и аварийных работ, а также обучение кадров для собственной службы.

Срок реализации программы – 2025 год. «На все про все» ведомство Александра Нерадько предполагает запросить у государства 105 млрд. рублей и еще примерно 50 млрд. – из внебюджетных источников. На 2006 год потребуется порядка 8 млрд. На вопрос корреспондента RATA-news, насколько реально получение денег от государства, учитывая, что бюджет на 2006 уже сформирован и сейчас формируется уже 2007 год, г-н Нерадько ответил: «Надежду вселяет тот факт, что в госбюджете нашлись 17 млрд. рублей на реконструкцию аэропортов, хотя еще пару лет назад это было абсолютно нереальным – тогда аэропортам выделили всего 1 млрд. рублей».

По словам представителя Министерства финансов РФ Елены Шевелевой, государство может принять данную программу в качестве целевой федеральной, однако до представления в правительство ее необходимо серьезно доработать. Как считает г-жа Шевелева, в концепции недостаточно четко прописаны конкретные мероприятия и их исполнители. На доработку может потребоваться более месяца. (Светлана Ставцева, RATA-news)