Интурмаркет с 1 октября

Музеям лучше создавать не турбюро, а службы продвижения

Многие музеи страны активизировали свою работу, чтобы соответствовать запросам времени. Они создают немало новых программ, но все это часто упирается в главную проблему – поиск или расширение аудитории. Ведь если для крупнейших российских музеев проблема продвижения уже почти отпала, то для большинства региональных она стоит очень остро. Многие не знают, искать ли им партнера в туриндустрии или продвигаться собственными силами. Непонятно также, на каких условиях взаимодействовать с партнерами или как совместить развлекательную, туристическую часть деятельности с главным для музея делом – сохранением фонда. Обо всем этом шла речь на одной из секций международной научно-практической конференции «Турист, музей, город: сумма впечатлений», которая прошла 15-16 июля в Москве. Программа конференции подготовлена при содействии российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ).

Секция, о которой идет речь, была посвящена взаимодействию музеев и туриндустрии. Ее модераторами выступили член президиума ИКОМ Наталья Толстая и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Приглашая представителя РСТ, организаторы стремились донести до аудитории мнение турбизнеса по различным аспектам сотрудничества с музеями, разобрать типичные ошибки в подготовке презентаций, методах продвижения и т.д.

То, с каким интересом было выслушано выступление Ирины Тюриной и какая потом выстроилась очередь за визитками, означает только одно: необходимость сотрудничества с турбизнесом совершенно очевидна музейному сообществу. Как, собственно, и туроператорам. Процесс, как ни странно, только начинается – но быстро набирает обороты. Это уже второе широкое обсуждение проблемы после круглого стола по экскурсионному обслуживанию в Москве, который столичный Комитет по туризму провел в конце прошлого года.

На секции прозвучали выступления руководителей наиболее успешно развивающихся музейных комплексов страны. Например, заместитель директора историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» Валентина Терентьева рассказала о том, как удалось дать вторую жизнь почти обреченному музею «Сибирская ссылка Ленина» в селе Шушенское Красноярского края, превратив его в историко-этнографический музей-заповедник, рассказывающий о быте и культуре жителей Сибирской губернии. В музее отказались от старого принципа «ничего не трогать», предоставив своим гостям возможность самим поучаствовать в мастер-классах по гончарному делу, выпечке хлеба, косьбе и других, без всякого ущерба для сохранности исторического наследия. В комплексе открыт отель для круглогодичного семейного отдыха, где размещаются как группы, так и индивидуальные туристы.

Выступление г-жи Терентьевой продемонстрировало некоторую настороженность по отношению к турбизнесу. По ее словам, музей вплотную подошел к тому, чтобы создать собственное турбюро, поскольку «туроператоры нас используют». Интересно, что у руководителя нет конкретных претензий к турфирмам-партнерам, однако перспектива самим стать оператором кажется более заманчивой. Эта идея вообще витает в музейном сообществе, подпитываемая такими удачными примерами как, скажем, музей-усадьба «Ясная Поляна», где много лет работает отдел туризма. Однако музеев с такой территорией, средствами размещения и другими возможностями в России совсем немного. А городским музеям, как полагает заведующая отделом туризма «Ясной Поляны» Валерия Шолохова, вряд ли есть смысл становиться туроператорами. Ирина Тюрина уверена: вместо того, чтобы заводить собственное турбюро, музеям лучше создавать службы по продвижению: «Информации о музеях крайне мало как в прессе, так и на туристическом рынке. Мало кто сообщает о своих новинках, практически никто не делает рассылки об изменениях в экспозиции, новых программах. Газета RATA-news не раз предлагала музеям публиковать их новости, причем бесплатно! Но тех, кто системно занимается продвижением – единицы».

Достаточно открыть рубрику «Музеи» на сайте RATA-news, чтобы увидеть, кто регулярно присылают информацию для турбизнеса: «Малые Корелы» (Архангельская область), «Кижи» (Карелия), Пушкинский музей-заповедник, периодически – Соловки, иногда – «Куликово поле» и «Ясная Поляна». Все! Хотя в России более 2600 музеев!

Заповедник «Дивногорье» – отличный пример того, как ничтожно мало мы знаем о музеях страны. Этот архитектурно-археологический комплекс находится недалеко от Воронежа. Там можно увидеть уникальные древнейшие постройки, например, хазарскую крепость, а также реликтовые виды животных, растений и насекомых, ни на что не похожие послеледниковые ландшафты, фантастические меловые каньоны, столбы причудливой формы, останки животных и растений, обитавших здесь в доисторические эпохи. И все это – на огромной экологически чистой и благоустроенной территории с нормальными условиями для семейного и молодежного отдыха. Однако, например, в Москве, которую можно рассматривать как перспективный рынок для этого заповедника, об этом музее не знают даже журналисты, пишущие о туризме. Музей поистине федерального масштаба, но работает пока, в основном, с местными турфирмами и местной аудиторией.

По словам научного сотрудника московского музея-усадьбы «Кусково» Светланы Шапковской, ситуация довольно типичная: «В музеях могут создавать новые интересные экскурсионные продукты, но далеко не всегда умеют их правильно преподнести. Понимая научную ценность программы, не могут сделать ее достаточно интересной для туристов. Сотрудничество с турфирмами просто необходимо. Как человек, проработавший много лет гидом-экскурсоводом, я очень хорошо чувствую эту проблему». Ирина Тюрина также полагает, что дело не столько в том, что именно показывать, а в том, как это делать. Примеров этому множество: есть музеи с очень скромными экспозициями, но чтобы туда попасть, приходится записываться едва ли не за полгода.

По словам директора московской туристической компании «Тройка» Антона Соловьева, у турбизнеса есть проблемы не только с небольшими, но и с ведущими музеями страны: «На мой взгляд, многие толковые региональные музеи уже занялись продвижением. А большие и популярные музеи, куда туристы и так идут, меняться не хотят. А это необходимо, поскольку именно они создают имидж нашей страны, от них зависит, вернется к нам турист или нет. Трудно говорить о проблемах музеев в регионах, когда в самом центре Москвы, в музеях Кремля туроператоры сталкиваются с непреодолимыми трудностями». «Сотрудничество музеев и операторов должно строиться на взаимовыгодной доверительной основе. Тогда мы сможем развиваться, а не выдвигать постоянно друг другу претензии», – заключил исполнительный директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев.

Результатом работы секции, помимо активных обменов контактами, стали конкретные договоренности с несколькими музеями о проведении деловых экскурсий для турбизнеса.

Напомним, в России 2631 музей. За прошлый год их посетило 82 млн. человек, что по масштабам такой страны, как Россия, совсем немного. Самым посещаемым в России несколько лет остается Петергоф, в прошлом году здесь побывало 4 млн. человек.

Государство планирует увеличить затраты бюджета на музейные цели, хотя в прошлом году объем финансирования уже достиг рекордной для последних лет цифры в 46 млрд. рублей. Наши музеи должны стать современными и технологичными, превратиться в центры культурной жизни. Планируется также активнее включиться в продвижение российских музеев. Помимо таких традиционных для современного музея форм, как 3D-экскурсии в интернете, приложения-гиды для мобильных, нужны и качественные фильмы на телевидении для максимально широкой аудитории. Но и музеи должны сделать шаг навстречу россиянам – удлинить рабочий день, создавать выездные выставки, активнее участвовать в культурной жизни страны. В частности, с 2013 года все федеральные музеи Москвы обязаны один день в неделю работать до 21.00. К ним, по собственному усмотрению, могут присоединиться региональные музеи. Введение «продленного дня» увеличит посещаемость музеев к 2016 году до 143 млн. человек.

 

Светлана Ставцева, RATA-news