fox-express.ru

Туроператоры хотят найти общий язык с музеями

Готовясь к международной научно-практической конференции «Турист, музей, город: сумма впечатлений», которая прошла в Москве, RATA-news провела опрос 25 туроператоров по внутреннему и въездному туризму. Мы хотели выяснить, какие проблемы мешают сотрудничеству с музеями, в частности, региональными, чего не хватает в плане продвижения, организации экскурсий и т.д. И можно было бы посетовать, что 25 респондентов – выборка нерепрезентативная, если бы все они не говорили практически одно и то же.

По мнению операторов, с одной стороны, с небольшими провинциальными музеями проще иметь дело, чем с раскрученными объектами Москвы, Санкт-Петербурга, Золотого кольца. Но именно в регионах сосредоточено большинство недочетов в работе, несогласованности в действиях и нежелания понимать, что сотрудничество с туристическим рынком имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать.

Директор департамента приема и сопровождения туристов компании «Академсервис» Дмитрий Козлов обратил внимание, что региональные музеи накануне высокого сезона могут внезапно поднять стоимость входного билета для организованных групп, совершенно не учитывая, что прежняя их цена была за год заявлена оператором в турпакете. «Музейщики совершенно не замечают разницы между частными посетителями, которые платят на месте, и групповыми туристами, которых привозим мы. При этом объясняют, что такие цены им спускают сверху», – отметил г-н Козлов. Кроме того, в работе с музеями не хватает грамотной рекламы, оперативной информации об изменениях расценок, анонсов новых выставок и т.д.

В компании «Алеан» также говорили о досадной безынициативности многих региональных музеев. Руководитель экскурсионного отдела Александр Басков сетовал, что от них не дождешься рассылок, прайс-листы приходится буквально выбивать. Он припомнил редкие исключения из этого правила. Например, хорошо себя продвигают Елабужский музей-заповедник, Костромские музеи, Ростовский Кремль. Однако до регулярных рассылок подавляющее большинство провинциальных музеев еще не дошло. «Музейщики уже делают довольно качественные интерактивные программы, но их продвижение страдает», – подчеркнул г-н Басков. Существенной проблемой он видит отсутствие у музеев сайтов, а на те, что есть, как правило, представлена устаревшая информация. Все уточнять приходится по телефону, а договорами и прочими документами обмениваться только по факсу.

Генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева подтвердила, что местные музеи рады туристам, но предлагать себя не умеют. Существуют и кадровые проблемы, особенно сложно найти экскурсоводов для новых тем: и штат не позволяет, и зарплаты маленькие. Но есть и пример для подражания: «Отличный экскурсионный продукт предлагает Мышкин, наши туристы очень довольны их интерактивной программой и сувенирами. И ведь сделали все из ничего, но правильно продвигают».

С этим согласна руководитель отдела России и стран СНГ компании «Нева» Елена Бородай. По ее словам, сегодня существует два типа музейных руководителей – креативные директора, как в том же Мышкине, и «старорежимные» начальники, для которых отступление от стандартной, проверенной годами экскурсии просто немыслимо. «А люди хотят не только смотреть и слушать, но и участвовать в процессе», – сказала г-жа Бородай. Специалисты упоминали и однообразие фольклорных экспозиций: редко встречаются музеи, которые выделялись бы из общего ряда. Более того, складывается впечатление, что музеи разных городов не просто повторяются, а чуть ли не «передирают» друг у друга театрализованные программы.

Зато, по мнению директора российского отдела компании «Ванд Интернэшнл Тур» Ирины Астаховой, только в провинциальных музеях сохранилась особая душевность, без шаблонности и пафоса, экскурсоводы искренно увлечены своим делом. «С региональными музеями приятно работать, люди там не избалованы. Но технически эти объекты не дотягивают до столичных, им не хватает рекламы, сувенирка бедная, выбрать практически не из чего», – полагает г-жа Астахова.

Проблемой, требующей скорейшего разрешения, операторы считают рабочий график провинциальных музеев. Администрацию можно застать на месте только до 16.00. Рано закрываются объекты и для посетителей: последний сеанс для групп в городских музеях Золотого кольца может быть в 15.00. Генеральный директор компании «Маруссия» Мария Меламед уверена, что музеи должны работать дольше, ведь в маленьких исторических городах практически некуда пойти уже ранним вечером, развлекательная инфраструктура отсутствует. И посещение музея в вечерние часы частично решило бы проблему досуга.

Множество нареканий вызывает нежелание местных музеев принимать гостей в воскресные и праздничные дни, хотя именно в это время москвичи – основные потребители в сфере культурно-познавательного туризма – отправляются в путешествие по российской глубинке.

Операторы также отмечают, что провинциальные музеи вместо экскурсионной путевки выдают какие-то «липовые» квитанции, которые невозможно предъявить в бухгалтерию и клиентам – организациям, профсоюзам, корпорантам, ведущим безналичные расчеты. Как заметила Мария Меламед, трудности с получением бухгалтерских документов чаще встречаются при оформлении интерактивных программ с привлечением сторонних актеров для театрализованных представлений, с организацией чаепития, фуршета и т.д. «С одной стороны, музеям запрещено заниматься коммерческой деятельностью, с другой – государство хочет развивать внутренний туризм. Но как его развивать при таком взаимоисключающем раскладе – непонятно», – подчеркнула она.

Генеральный директор компании «ЦарьВуаяж» Елена Ларди заострила внимание на том, что, к примеру, в Ростове Великом, Переславле-Залесском не хватает гидов со знанием иностранных языков. Экскурсии возможны только под перевод, и переводчика приходится возить с собой. С подобной проблемой сталкиваются и круизные операторы. Как рассказала RATA-news старший менеджер управления экскурсионного обслуживания компании «Водоходъ» Ирина Глазкова, на перевод и уточнения тратится дополнительное время, а сроки круизных стоянок ограничены. Она также считает одной из главных помех график работы музеев. Как правило, один востребованный музей открыт со второй половины дня до вечера, другой – только утром, а в какой-то день вообще закрыт. И если теплоход пришел в утренние часы, значит, в один из городских музеев гости точно не попадают.

По словам руководителя экскурсионной службы компании «Элен-тур+» (Коломна) Елены Кормилициной, региональные музеи живут по собственному патриархальному распорядку, не понимая, что пришло время перестраивать его под реальные потребности времени. «Иногда везешь туристов в музей наугад, не зная, открыт ли», – с сожалением подметила она. Среди технических проблем в глубинке г-жа Кормилицина также назвала нехватку парковок у музеев, отсутствие туалетов или их антисанитарное состояние.

Эксперты обратили внимание на странную ценовую политику отдельных музеев. Например, с 60 до 130 руб. в этом году подорожал музей Пастернака в Чистополе, хотя никаких нововведений там не обнаружено. Вообще, вопросы стоимости входных билетов вызывают недоумение у многих профессионалов турбизнеса. Генеральный директор компании «Орфей» Михаил Романов подчеркнул, что ценообразование явно носит стихийный характер: «Музейщики уверены – чем больше к ним едет людей, тем выше надо делать цены. А это в корне неправильно, так как ограничивает посещение музеев малообеспеченными гражданами». К тому же, продолжил он, налицо стремление заработать максимум в высокие даты, например, в несколько раз завышается стоимость билетов на Масленицу. «А ведь за последние пять лет произошло заметное падение потока на внутреннем рынке, почти везде можно заказать даже редкую экскурсию, за которой раньше пришлось бы потомиться в очереди», – напомнил г-н Романов. Он уточнил, что речь идет, конечно же, об организованном туризме – региональные музеи не замечают снижения турпотока, так как значительное количество людей посещает их в обход турфирм.

 

Наталья Панферова, RATA-news