Осенний и зимний сезоны в зарубежных турах пока под большим вопросом
Говорить о зарубежном спросе на осень и зиму сложно, так как большинство стран по-прежнему закрыты для россиян. Но даже в случае возобновления авиарейсов туроператоры не ждут активных продаж. О восстановлении, по их словам, можно будет говорить не раньше весны 2021 года.
Российский союз туриндустрии (РСТ) оценивает потери отечественного турбизнеса от пандемии на уровне 1,5 млрд рублей. Вернуться на докризисный уровень будет очень непросто. Однако, по словам президента РСТ Андрея Игнатьева, отрасль подошла к нынешним испытаниям максимально собранной, что помогло смягчить удар. «За пять месяцев не было громких скандалов или уходов с рынка с негативными последствиями для потребителей, – сказал г-н Игнатьев на пресс-конференции в «Известиях». – Тем не менее ситуация остается тяжелой, так как большинство компаний по-прежнему не работает. Не открылись многие санатории и отели. Слегка ожил лишь внутренний и выездной туризм. Въездной поток, от которого в этом году ждали роста в 20-25%, вообще на нуле».
По словам Андрея Игнатьева, отчасти помогла турбизнесу государственная поддержка. Большой отдачи ждут в отрасли также от программы получения кэшбэка до 20% за туры по России, которая стартует в ночь с 20 на 21 августа. «На эту программу выделено 15 млрд рублей. Я тридцать лет в турбизнесе, но ничего подобного не помню», – сказал президент РСТ.
Летним сезоном в России туроператоры в принципе довольны – с учетом всех его особенностей и ограничений. «У нас, например, Калининград оказался востребован едва ли не больше Сочи, мы для себя открыли такие направления, как Хакассия, Дальний Восток, Тюмень, – рассказала заместитель генерального директора компании «Анекс Тур» Яна Муромова. – По Турции сезон только начался, мы не ставим ему каких-то границ – закончится с затуханием спроса. По последним данным, в Турции сейчас открыто или готовится открыться 85%, все они получили сертификаты безопасности».
Заместитель гендиректора компании «Тез Тур» Владимир Каганер также указал на хороший старт выездного сезона: «Первые чартерные рейсы в Турцию ушли с полной загрузкой». Однако, бронированиям, по его словам, не хватает глубины, и спрос в целом оказался чуть ниже ожиданий.
«Мы видим также спрос на сентябрь, на осенние каникулы, но прогнозировать что-либо сложно, так как большинство стран для россиян закрыто. Думаю, вслед за Турцией могут открыться Арабские Эмираты, это бы сильно оживило осенний сезон. А вот на Европу не рассчитываем. Хотя мы все равно на низком старте, так как прогнозы сейчас мало стоят, всё может быстро измениться», – говорит г-н Каганер.
Яна Муромова полагает, что осенью российский рынок может оказаться без таких популярных массовых направлений, как Таиланд и Вьетнам. Эти страны не планируют открываться в 2020 году. Однако, возможно, откроется Куба. «Большинство туроператоров выставило зимние предложения, заявки от туристов поступают, но они не спешат их оплачивать, так как направления еще не открыты. Туроператоры, в свою очередь, предлагают бронировать на мягких условиях, не требуют оплаты. Так что пока это больше похоже на зондирование спроса, чем на реальный спрос», – заметила она.
Однако, по словам других экспертов, в ближайшие полгода россияне по-прежнему будут выбирать преимущественно поездки по своей стране или в соседние. Среди причин – опасения улетать далеко, чтобы не столкнуться с проблемами при возвращении домой. По той же причине туроператоры вряд ли будут готовы ставить чартеры на дальние расстояния, а регулярные перелеты не всем по карману. Да и многие россияне уже отгуляли отпуска.
Главная примета нынешнего года – отсутствие глубины продаж. По словам Владимира Каганера, ее нет ни по Турции, ни, тем более, по зимним или новогодним направлениям. «Люди стараются оттянуть до последнего покупку тура. Они смотрят на развитие событий. Заявки есть, но спрос в целом скромный. По Европе это в основном горнолыжники, которые традиционно планируют поездки заранее», – уточнил он.
Светлана Ставцева, RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Геннадий Шаталов
Region PR, председатель правления
«Репутация – это больше, чем пиар и хайп»Марина Розанова
Профкурорт, коммерческий директор
«Наши "заграничные" клиенты мотивируют санатории становиться лучше»Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»