Пегас с 18 октября

Дмитрий Фоминцев: «Такого сезона еще не было»

Автобусный туризм традиционно считается одним из наиболее трудоемких видов бизнеса. Не удивительно, что костяк операторов-автобусников в течение многих лет остается неизменным. Что нового на этом направлении, каким стал для автобусного туризма этот сезон мы беседуем с президентом старейшей на российском туристическом рынке компании - «Туртранс-Вояж» Дмитрием Фоминцевым.

 

- Дмитрий, нынешний год для выездного туризма стал успешным. А как обстоят дела на автобусном «фронте»?

- Автобусный туризм не стал исключением. Мы также отметили высокий спрос на наш продукт. Например, тур с экскурсионной программой по Венгрии и неделей отдыха в Хорватии «ушел» просто моментально: к марту были распроданы почти все места, а за весь сезон мы по этой программе отправили около 1 тыс. человек. Хорошо продавались и другие программы.

 

- В чем, на ваш взгляд, причины такого интереса к автобусному туризму?

- Во-первых, у населения появились «лишние» деньги, люди стали свободнее ими распоряжаться, тратить на отдых. Во-вторых, реально вырос курс рубля. Уже названный мной недельный тур Венгрия - Хорватия мы предлагали по цене от 17 тыс. рублей, что абсолютно сопоставимо с отдыхом, например, в Сочи. Но у нас турист мог за эти деньги посмотреть две страны и еще отдохнуть на Адриатическом море.

 

- То есть вы хотите сказать, что автобусный туризм пополняется за счет новых слоев бюджетных туристов?

- Почему обязательно бюджетных? Это упрощенное представление о потребителе автобусных туров. В такие поездки едут не потому, что не хватает денег на другие виды отдыха – люди сознательно выбирают именно такое путешествие. Автобусный туризм – не дешевый отдых, он просто другой. Конечно, среди наших клиентов много тех, кто не может себе позволить дорогие индивидуальные туры по Европе, например. Для них автобус – отличная возможность посмотреть какую-то европейскую страну или несколько стран за меньшие деньги. О том, что желание путешествовать на автобусе продиктовано не только соображениями экономии, говорит и тот факт, что в последние годы по программам нашей фирмы едет все больше туристов из отдаленных регионов. До Москвы они добираются самолетом, и авиабилет иногда стоит чуть ли не дороже всей поездки. Но люди летят - из Владивостока, Новосибирска, Екатеринбурга! В этом году регионы ехали особенно активно. Ну а вообще прошедшее лето было непростым по многим параметрам. Более сложного сезона, признаюсь, в моей практике не было.

 

- Вы имеете в виду визовые проблемы?

- Да, конечно. Этим летом мы оказались между молотом и наковальней. С одной стороны - огромный спрос, который просто захлестывает, с другой – консульские неожиданности. Для нас это не новость, все автобусники вынуждены работать в очень напряженном визовом поле, не случайно, например, в визовом отделе «Туртранс вояжа» работает гораздо больше людей, чем в туристическом. У нас визами занимаются 20 человек постоянно, кроме того, в высокий сезон дополнительно привлекаем студентов. К автобусникам в консульствах особый подход: нам могут в любой момент ужесточить условия приема. Но требования, выставленные этим летом итальянским и французским консульствами, были очень жесткими. Не говоря уже о том, что вообще требования консульств постоянно растут - в смысле количества документов и их подготовки. Чтобы избежать лишних проблем в консульствах, мы вынуждены сами проверять своих клиентов, выполняя функции, несвойственные коммерческой организации. К тому же сложные визовые вопросы часто может решить с консульством только руководитель компании. Все это очень отвлекает от нормальной работы. И конечно, сезон получился сложным еще и из-за аварии под Парижем, в которую попал автобус с группой наших туристов.

 

- Но, насколько я знаю, сейчас уже все туристы дома, в России.

- Да, сейчас все проблемы урегулированы, исков к нашей компании нет. Из-за форс-мажора тур был аннулирован. Сразу после аварии к работе с туристами подключились наши представители в Париже - для оказания помощи и психологической поддержки. Наша компания взяла на себя расходы по обеспечению всех пострадавших предметами первой необходимости, организовала вылет сотрудника из Москвы для  контроля и помощи, разместила пострадавших в отеле, предоставила переводчика для работы с полицией и медицинским персоналом, закупила необходимые  медикаменты. Всем туристам возвращено 100% стоимости путевки, а также деньги за дополнительно оплаченные, но несостоявшиеся экскурсии, за проезд туристов из своих городов в Москву и обратно. Все эти суммы мы собираемся выставить страховой компании нашего перевозчика - польской «Интранспол». Сейчас идет следствие, оно установит виновных в аварии. Пока они не названы. Думаю, здесь сработал человеческий фактор, потому что с профессиональной точки зрения к водителям того маршрута нет никаких претензий.

 

- А в чем, на ваш взгляд, будущее автобусного туризма?

- Могу сказать на примере нашей компании. Думаю, мы будем расширять число новых направлений, новых маршрутов, одновременно увеличивая уровень комфорта путешествий. А это значит - будет сокращаться число ночных переездов, появится больше программ с железнодорожной и авиаперевозкой. Еще одно направление развития – программы, сочетающие экскурсионные маршруты и отдых на море. (Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news)