Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Виктор Пугиев – строитель и турист

08:07, 17 октября 2008

Президент холдинга «Центральный совет по туризму и отдыху» Виктор Пугиев (фото) много лет возглавлял Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) при ВЦСПС. Можно сказать, он был министром советского внутреннего туризма. Сегодня у Виктора Георгиевича юбилей – ему исполняется 70 лет. Накануне столь серьезной жизненной вехи мы встретились и побеседовали с аксакалом российского туризма.

- Виктор Георгиевич, получается, что Вы благополучно работали во времена плановой советской экономики, и не менее успешны в рыночных реалиях. А как Вы пришли в туризм?

- «Туристом» стал случайно. По первому образованию я горный инженер, у меня год подземного стажа. Потом, после окончания Горьковского инженерно-строительного института, стал строителем, в 27 лет уже занимал должность главного инженера треста «Кировпромстройматериалы». Затем переезд, вернее, возвращение в Ессентуки, где прошли мои детство и юность. В Кавминводах 16 лет руководил строительными организациями «Главкавминкурортстроя», из них 9 лет возглавлял сам главк. За полтора десятилетия чего только мы ни построили – жилые районы в курортных городах, туристические и гостиничные комплексы, профсоюзные здравницы. Вся существующая ныне инфраструктура горнолыжного курорта Домбай появилась при мне. Одним словом, материальную базу советского туризма я знал досконально. И случилось так, что тогдашний председатель ВЦСПС Степан Шалаев пригласил меня в Москву на должность начальника Главного управления капитального строительства. Созданный по моей инициативе трест «Монолит» в течение пяти лет возводил оздоровительные комплексы в Анапе, Одессе, Кишиневе, в Крыму, в Средней Азии. Так что мой приход в 1989 году в профсоюзный туризм на должность председателя Центрального совета по туризму и экскурсиям стал вполне логичным продолжением карьеры. Через ЦСТЭ проходило большое количество граждан Советского Союза, направляющихся за границу в туристическую поездку. В 1990 году совет обслужил 52 млн. человек, это почти одна пятая часть населения страны, а если исключить стариков и малых детей, то и половина.

- Что представлял собой Центральный совет по туризму и экскурсиям в конце 80-х - начале 90-х годов? Говорят, что это был чуть ли не самый большой туроператор в истории туризма.

- Это, действительно, была гигантская профсоюзно-государственная структура, подобной которой в мире тогда не существовало, а теперь вряд ли появится. В структуре ЦСТЭ было 300 тысяч гостиничных мест, из них 14 тысяч в Москве – комплекс «Измайловский», гостиница «Салют», Центральный дом туриста и многие другие. У нас было 13 тысяч экскурсионных автобусов, 100 арендованных пассажирских поездов, 100 речных судов и 20 морских теплоходов. В конце 80-х годов, несмотря на то, что СССР еще существовал, стало уже понятно, что грядут перемены и, в нашем случае, объекты, находящиеся в республиках, к ним и отойдут. Я сам предложил руководству ВЦСПС прекратить существование ЦСТЭ, вернее, реорганизовать его. К сентябрю 1991 года Центральный совет постепенно преобразовался в открытое акционерное общество, учрежденное профсоюзами России.

- А что представляет собой нынешний Центральный совет по туризму и отдыху в рыночных реалиях? В какой степени он является преемником прежнего ЦСТЭ?

- Акционерное общество является полным правопреемником ЦСТЭ. Нам удалось бренд, как нынче говорят, сохранить. Мы хоть и называемся официально ОАО «Центральный совет по туризму и отдыху» (холдинг), но аббревиатура пишется по-прежнему – ЦСТЭ. Кстати, холдинг с 1996 года и вплоть до отмены института лицензирования имел лицензию под номером один.

Начинали мы нашу рыночную деятельность буквально с нуля. На момент начала реорганизации нам принадлежали только здание на Озерковской набережной, да и то арендованное, Институт повышения квалификации и Вычислительный центр, который очень быстро перестал существовать. Поскольку из прежней общесоюзной системы мы смогли полностью взять на себя международный туризм, то есть отправляли россиян за рубеж и принимали в Москве и Санкт-Петербурге иностранных туристов, нам жилось, в общем-то, неплохо. Правда, все, что зарабатывали, откладывали, буквально каждую копеечку, зато, в конце концов, смогли выкупить здание, где и находимся по сей день. Согласитесь, когда есть собственность, живется и работается легче.

В конце 90-х годов начали строить прямо во дворе офиса небольшую гостиницу на 54 места. Сегодня уже имеем возможность заняться ее реконструкцией и расширением номерного фонда до 110 мест. Тогда же купили в Кисловодске недостроенную гостиницу, которая превратилась в один из лучших санаториев Кавминвод на 460 мест – «Виктория». Еще одна наша «Виктория», подмосковная, принадлежала когда-то Институту повышения квалификации. Теперь этот санаторий располагает всем необходимым для прекрасного отдыха и лечения, а ведь была когда-то простенькой базой отдыха. Институт, кстати, тоже сменил имидж – сейчас это всем известная Российская международная академия туризма. Сегодня в академии и ее 46 филиалах обучаются около 25 тысяч студентов и аспирантов. Принадлежит нам и сочинский санаторий «Светлана» на 1050 мест.

- Сколько человек работало в ЦСТЭ и что с ними стало после реорганизации?

- Вступив в рынок, мы не уволили ни одного человека из тех почти 150, что работали в ЦСТЭ. Люди уходили либо сами, либо на пенсию. У нас около 100 пенсионеров, и мы стараемся им помогать – каждого прикрепили к ведомственной поликлинике, оказываем материальную помощь, специально для них устраиваем праздники и банкеты.

- Как развивается ваш бизнес?

- Основу нашей нынешней деятельности составляет организация санаторно-курортного лечения и оздоровления юных и взрослых граждан России внутри страны. Деньги, заработанные нами еще и от продажи жилых домов и новых объектов размещения, строительство которых мы ведем в Сочи и на курортах Кавминвод, позволяют нам вкладываться в реконструкцию принадлежащих нам объектов.

- Сколько путевок вы продаете за год?

- Компания ежегодно реализует примерно 100 тыс. путевок и отправляет в оздоровительные лагеря около 7 тыс. детишек. Причем, мы продаем места не только в собственных, но и в других здравницах, расположенных в любом уголке России и за ее рубежами.

- Что Вы считаете нужным делать в первую очередь для развития туризма в стране?

- Туристический потенциал России колоссален. От Камчатки до Калининграда не найдется уголка, который не был бы интересен с точки зрения развития туризма. Нужно только привести в порядок инфраструктуру – дороги, объекты размещения и показа. А это невозможно без участия государства. Без государственного финансирования не сделать туризм доступным основной массе населения. Нужно в этой связи решать проблему жуткой дороговизны билетов на воздушный и железнодорожный переезд. Правильно было бы озаботиться организацией внутренних чартеров, в чем тоже должно помочь государство.

А еще – основным элементом социального туризма могли бы стать так называемые отпускные чеки. Они уже реализованы на практике в Швейцарии и Франции, почему бы не попробовать сделать это в России. Чеки, выпущенные специально уполномоченным органом, приобретаются оптовыми покупателями, например, предприятиями и затем реализуются физическим лицам со значительной скидкой. В нашей стране уже появились сильные, богатые производства, которым по силам участие в такой программе. Насколько мне известно, в Швейцарии дотации предприятий составляют до 50% стоимости отпускного чека, а во Франции – до 80%. Среди отдельных категорий населения отпускные чеки распространяются вообще бесплатно. Использоваться эти платежные средства могут исключительно на оплату услуг, связанных с отдыхом, путешествиями, посещением культурных и зрелищных мероприятий. Мы выходили с этим предложением в Госдуму, писали письма в Федеральное агентство по туризму, но пока все безрезультатно. Понятно, что ввести систему отпускных чеков непросто, нужно решать массу проблем на государственном уровне. Но этим нужно заниматься.

- А где Вы сами любите отдыхать?

- В Железноводске. В санаторий «Дубовая роща» поеду, не поверите, уже в 39-й раз.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно