Госдума повысила ответственность российских авиаперевозчиков на международных рейсах
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Воздушный кодекс, которые приведут его в соответствие с Монреальской конвенцией о правилах международных авиаперевозок. Поправки вступят в силу через 180 дней.
До сих пор Россия следовала Варшавской конвенции, принятой еще в 1929 г. Например, компенсация за гибель пассажира по ней составляет $20 000. Монреальская конвенция была принята в 1999 г., Россия присоединилась к ней весной 2017 г. Конвенция упростила взыскание ущерба, установила новый лимит ответственности, который ежегодно индексируется и сейчас составляет около $154 000 (около 9 млн рублей). Чтобы не платить сверх этой суммы, авиакомпания должна доказать, что не виновата в авиакатастрофе. Действующее российское законодательство предусматривает минимальные выплаты в размере 2 млн рублей. На внутренних рейсах по-прежнему будет действовать этот лимит.
Важно также то, что ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира устанавливается, только если происшествие имело место на борту самолета или при посадке/высадке, отмечает юрист Heads Consulting Ксения Степанова: раньше ответственность возлагалась с момента прохождения предполетного досмотра и до того момента, когда пассажир покинул аэродром.
Еще один принципиальный вопрос – величина компенсаций за задержку рейсов, сказал «Ведомостям» исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Сейчас она установлена на уровне 25% МРОТа за час задержки (около 2000 рублей), но не более 50% стоимости билета, а Монреальская конвенция вводит лимит в 400 000 рублей. Но конвенция предусматривает, что компенсации выплачиваются не автоматически, а в размере реального ущерба, который нужно доказать.
По данным Росавиации, за 10 месяцев 2017 г. российские авиакомпании выполнили 678 390 рейсов, из них было задержано 18 793 (2,8%). На международные чартерные рейсы пришлось 25 265 полетов, из них было задержано 1703 (6,7%). По количеству задержек российские авиакомпании не хуже других стран, говорит Олег Пантелеев. Как правило, задержки происходят в высокий сезон на международных туристических чартерных рейсах. Происходит это из-за того, что в пик сезона загрузка аэропортов возрастает, и, если самолет не успевает приземлиться в выделенный ему слот, ему могут запретить посадку – перенести ее на другое время или в другой аэропорт, говорит эксперт.
Пока ответственность авиаперевозчиков на внутренних рейсах будет ниже, чем на международных, подчеркивает г-н Пантелеев. Но после краха «ВИМ-Авиа», вероятно, можно ожидать ужесточения мер воздействия на авиакомпании, которые допускают массовые задержки и на внутренних рейсах.
Обычно в списках крупных штрафников на внутренних рейсах оказываются финансово менее устойчивые компании, говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Поэтому, с одной стороны, распространение новых правил на внутренний рынок будет их стимулировать к большей пунктуальности, но с другой – задержки на внутренних рейсах, как правило, обусловлены недостатком бортов и веерными опозданиями, когда самолет не успевает вернуться из одного аэропорта в другой, говорит аналитик: увеличение штрафов станет для таких авиакомпаний финансово болезненным.
Не начнут ли они закладывать эти риски в стоимость авиабилетов? Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров сомневается: «Не думаю, что сейчас, после вступления в силу нового внутреннего законодательства, повысится стоимость билетов. Дело в том, что наши авиакомпании, которые оперируют на международных линиях и конкурируют с иностранными перевозчиками, уже давно страхуют своих пассажиров именно по стандартам Монреальской конвенции, – сказал эксперт порталу BFM.ru. – То есть здесь бизнес ушел далеко вперед, а законодатель все еще плетется в хвосте. По большому счету, сейчас Госдума всего лишь приводит наше законодательство в соответствие с реальной ситуацией на рынке».
РОССИЯ
Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»Александр Савичев
Сысерть Свердловской области, гид
«Я много времени провел в архивах, чтобы люди удивлялись на моих экскурсиях по Сысерти»Илья Кычанов
Группа компаний «Турист», исполнительный директор
«Наши туры по Удмуртии выиграли девять номинаций всероссийской премии "Маршрут года"»Оксана Котельникова
«ОкНа», директор
«Сотрудничество турфирм и администрации дало толчок туризму в Тюменской области»Алексей Растегаев
«Круиз», директор
«Мамаев курган – визитная карточка Волгограда, но у нас еще много уникальных мест»