Три козыря национального проекта по развитию туризма
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» – беспрецедентный по своим масштабам и четкому механизму реализации. Он может стать реальной программой возрождения отечественной туриндустрии.
Новый национальный проект по развитию внутреннего туризма имеет три больших достоинства.
Первое – это комплексность. Впервые предполагается не просто строительство определенного количества объектов инфраструктуры, а целостная система мер, стимулирующих и спрос, и предложение в сфере внутреннего и въездного туризма. Это система, где может найти свое место каждый участник рынка. Крупные инвесторы получают субсидирование процентной ставки по кредиту, небольшие – грантовую поддержку, туроператоры – субсидирование частичной стоимости турпродукта, туристы – возврат части стоимости тура на основе программы кэшбэка.
Суть второго достоинства в том, что большинство этих инструментов уже созданы и используются Ростуризмом. Иными словами, финансирование нацпроекта еще не началось, а он уже реализуется на практике.
Третий козырь – объем финансирования. Для России он беспрецедентен. Сравним: кассовое исполнение бюджета по федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» на 2011-2018 гг. – всего 24 млрд рублей. А на новый нацпроект, рассчитанный до 2030 года, выделено 629 млрд рублей. И это не просто бюджетные средства. Их использование предполагает привлечение частных инвестиций в значительно большем объеме.
Важно, что у вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего в правительстве туризм, за плечами опыт создания туристической инфраструктуры для проведения Олимпиады-2014 в Сочи. В итоге город из «домашнего» курорта превратился в перспективное международное направление. Теперь этот опыт можно системно применить в других регионах страны.
Помимо развития инфраструктуры в повестке – повышение эффективности ее использования, в том числе, за счет сглаживания сезонных колебаний спроса. Решение этой задачи предполагает как совершенствования существующих продуктов, в частности, санаторно-курортного, так и создание новых. Например, турецкий рынок силен своей системой all inclusive. Но и у нас в Краснодарском крае появились отличные комплексы, работающие в этом формате. Надо использовать опыт таких инвесторов для реализации аналогичных проектов в разных регионах. Отдельного внимания заслуживает развитие детских тематических лагерей, туристических автокемпингов, глэмпингов.
И, наконец, нас ждет перезапуск рынка въездного туризма на качественно новой основе, которой может стать национальный проект. Тем более что первое стратегическое решение в этом направлении – введение электронных виз – уже принято.
Сергей Шпилько,
почетный президент РСТ,
руководитель комиссии РСПП по туриндустрии,
специально для RATA-news
ПРОФЕССИОНАЛЫ
Александр Осипов
Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, руководитель
«С хорошим гидом люди забывают и о продавленной кровати, и что их неважно покормили»Инесса Короткова
Atout France, директор
«Российский турист во Франции – гурман, гедонист и образованный человек»Лидия Гетман
«Лидия Тур», директор
«Я начинала с того, что водила в Оренбурге автобус с туристами»Мария Трофимова
Агентство туризма и продвижения Тюменской области, руководитель
«Тюмень становится термальным курортом европейского уровня»Алексей Ретеюм
«Аптекарский огород», директор
«У меня никогда не было кабинета – для хорошего разговора нужны свободные пространства»Феликс Шпильман
Ostrovok.ru, руководитель
«Большинство партнеров сервиса B2B.Ostrovok – турагенты и тревел-менеджмент компании»Анатолий Гаркушин
«Пантеон», генеральный директор
«Давно планировали заняться российским рынком – и обстоятельства к этому подтолкнули»Юрий Колобов
«Роза Хутор», директор
«Стратегия развития курорта "Роза Хутор" связана с летним туризмом»Александр МЕЩАНКИН
Камчатка, социальный предприниматель
«Активные туры на Камчатку мы организуем даже для людей с ограниченными возможностями здоровья»Алла Беликова
Национальный туристический офис Германии, директор
«Для российских туристов посещение Берлина сродни паломничеству»Ольга ХОТОЧКИНА
Интурмаркет, директор
«"Интурмаркет" делает акцент на турпродукте ручной работы»Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT, директор
«Наша задача – сделать MITT в «Крокусе» еще более эффективной площадкой для профессионалов»Наталья КОСЬМИНА
«Семь чудес света», руководитель
«Из-за высокой стоимости услуг в аэропорту Ростова-на-Дону туроператоры сокращают полетные программы»Алла ЦЫТОВИЧ
«Хотел Лофт», генеральный директор
«Мне достаточно зайти в любой хостел, чтобы за минуту понять, во сколько он обходится и сколько приносит»Артур МУРАДЯН
Space Travel, генеральный директор
«Рынок должен вернуться к классическому туроперейтингу»Виктория КИЗИМОВА
«Мой Агент», руководитель
«Бизнесу нужны более гибкие условия для покупки авиабилетов, чем прямым клиентам»Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс», генеральный директор
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж», генеральный директор
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс», директор департамента FIT
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic, генеральный директор
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»