Авиакомпании подсчитывают потери от введения QR-кодов при покупке билетов
Авиаотрасль будет терять не менее 15 млрд руб. каждый месяц (или 90 млрд рублей за полгода) после введения требований QR-кодов при покупке билетов. Об этом говорится в сводном прогнозе экономистов одной из авиакомпаний, входящих в топ-5.
Напомним, правительство 12 ноября внесло законопроекты об обязательном использовании QR-кодов при покупке авиабилетов с 1 февраля 2022 года, до этого можно будет использовать и ПЦР-тест. Дата вступления в силу закона пока неизвестна, его рассмотрение в Думе намечено на декабрь.
Согласно отчету, еще 20 млрд рублей совокупно уйдет на возврат денег пассажирам, если те, уже купив билеты, при посадке не смогут представить корректные медицинские документы (QR-код или медотвод).
В итоге, как сообщает «Коммерсант», в одной из крупных авиакомпаний готовятся к снижению пассажиропотока как минимум на 40% и повышению цен на билеты в пределах 10–15%, в другой – оценивают ежемесячные потери отрасли в 7–10 млрд рублей.
В третьей авиакомпании сообщили, что на период с декабря по июнь 2022 года уже продано около 7% кресел, соответственно, перевозчик столкнется с фактической отменой невозвратных тарифов, что окажется для бизнеса серьезным ударом. В случае резкого падения пассажиропотока компенсировать его можно будет только ростом тарифов на 15–30%.
В авиакомпании «Азимут» сейчас формируют шкалу предполагаемых потерь от QR-кодов для возможной корректировки летного расписания, говорит глава совета директоров авиаперевозчика Павел Удод. «Я думаю, что потери будут. Но оценить точно вряд ли возможно, так как ни у кого в отрасли нет точных данных по численности непривитых пассажиров на внутренних рейсах»,- сказал он.
В S7 проверку QR-кодов при покупке авиабилетов не поддерживают. По оценкам экспертов авиакомпании, снижение пассажиропотока на внутренних рейсах составит 50%.
В сообщении правительства о введении QR-кодов не говорилось, коснутся ли ограничения зарубежных компаний, летающих в РФ. Вчера замминистра транспорта Кирилл Богданов уточнил, что продажа билетов и допуск на борт самолета по QR-кодам будет действовать и для них. При этом, по его словам, иностранные пассажиры смогут летать по ПЦР-тесту.
Российские авиакомпании оценивают свои убытки в пределах от 60 млрд до 90 млрд рублей, исходя из средней стоимости билета в 6 тыс. рублей и прогнозируемого пассажиропотока, объясняет руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина Инна Рыкова.
По данным Росстата, средняя стоимость билета в экономклассе за октябрь составила 4,9 тыс. руб. Сейчас цена подросла до 5,1 тыс. с учетом тарифа, говорит она. Для оценки потерь перевозчики подсчитывают долю вакцинированных россиян (менее 42%) в общем объеме предполагаемого пассажиропотока. «Но один пассажир с QR-кодом может совершить четыре рейса в неделю, а невакцинированный – ни разу, соответственно, в этих расчетах могут быть погрешности»,- говорит эксперт.
В большинстве стран, в том числе в Великобритании, Германии, Швейцарии и большинстве штатов США, QR-коды на внутренних рейсах не вводились. Дополнительные требования появились в ряде других стран, но в основном мера была введена относительно недавно, когда доля привитого населения уже превышала 50%, отмечает Инна Рыкова. В частности, так поступили в Израиле, Италии, Франции, Канаде и Китае. Эксперт подчеркивает, что ни в одной стране QR-коды не требуются при покупке билета: они предъявляются непосредственно в аэропорту при посадке на рейс.