Пегас с 18 октября

Ответственность за задержку чартерного рейса

В результате задержки чартерного авиарейса турист потерял два дня отдыха. Вернувшись из поездки, он потребовал, чтобы туроператор компенсировал ему эти дни. Обоснованы ли требования туриста?

Да, обоснованы. В соответствии со статьей 9 закона «Об основах туристской деятельности» туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. В данной ситуации туроператор должен нести ответственность за действия авиакомпании-фрахтовщика, по вине которой турист не смог вылететь на отдых вовремя. Но при этом имеет значение причина, по которой вылет не состоялся.

Например, вылет задержали из-за ухудшения погодных условий. Данное обстоятельство может рассматриваться в качестве форс-мажора, освобождающего авиакомпанию от ответственности перед туроператором, а туроператора – перед туристом. Однако если вылет не состоялся вследствие технических причин, например, ненадлежащей подготовки самолета, технической неисправности, то подобного рода обстоятельства не имеют значения для туриста, поскольку у него есть непосредственные договорные отношения с туроператором, и его не должно волновать то, каким образом туроператор проконтролирует действия авиакомпании.

Поэтому туроператорам необходимо четко оговаривать с авиакомпаниями порядок их взаимоотношений в таких ситуациях, а, кроме того, в договорах с туристами фиксировать механизм урегулирования претензий (предоставление дополнительных дней отдыха, возврат денежных средств, скидки при последующих поездках и т. п.). («Учет в туристической деятельности» № 9, 2009)