Тревелпорт

Сибиряки отдыхают всегда

Вопреки прогнозам экспертов и опасениям участников рынка количественные показатели выполнявшихся из Новосибирска чартерных программ в Турцию кризисным летом 2009 года продемонстрировали резкое - до 1,5 раз - увеличение.

По данным Регионального информационно-аналитического центра STI, всего с мая по сентябрь в рамках программ S7 Airlines, «Оренбургских авиалиний» и Pegasus Airlines из Новосибирска на турецкие курорты отправились более 30 тыс. туристов. Столь резким увеличением туропотока местный рынок обязан приходу с собственными программами туроператоров «Пегас Туристик» и Coral Travel. Ранее отдельные попытки крупных российских игроков выйти на местный рынок носили локальный характер и принципиального влияния на его объемы не оказывали.

В минувшем сезоне лидирующие позиции по объему перевозки на Турцию из Новосибирска безоговорочно занял «Пегас Туристик» (на «Оренбургских авиалиниях»), на долю которого пришлась почти половина (47%) прямого турпотока на этом направлении. Остальные объемы в примерном соотношении 2:1 распределились между S7 Airlines и Pegasus Airlines (заказчик Coral Travel). Еще два московских оператора «Анекс Тур» и «Тез Тур», годом ранее выполнявший из Новосибирска собственную программу в Анталию, ограничились блоками мест на рейсах S7 Airlines.

С ростом объемов по Анталии, а новые игроки вышли на рынок именно с этим продуктом, фактически завершился процесс утраты Новосибирском статуса диверсифицированного рынка. В качестве дополнения к Анталии, куда вылетело более 150 бортов, в этом году была сохранена лишь цепочка в Даламан, состоящая из 8 рейсов. В итоге Анталия поглотила «остальную» Турцию: если предыдущим летом суммарный объем программ в Даламан, Бодрум и Измир достигал 30% в структуре турецкого турпотока, то в этом году доля Анталии превысила 95%. Всего же в объеме выполнявшихся из Новосибирска прямых летних программ на долю Анталии пришлось 73,5%, то есть три из каждых четырех вылетевших из Новосибирска туристов отправлялись на этот средиземноморский курорт.

Сами организаторы турецких программ по-разному оценивают итоги прошедшего лета. Как считает директор новосибирского филиала «С 7 ТУР» Елена Фисичко, проблемы мировой экономики туристический рынок не миновали: «Наверное, кризис сказался не на объеме туристов, а на доходности турфирм, так как даже увеличенный в два раза количественный показатель не помог достичь качественного показателя прошлого года». Генеральный менеджер туроператора «Пегас Туристик» Анна Подгорная, напротив, утверждает, что на работе их компании кризис не сказался, более того, туроператор продемонстрировал устойчивую динамику: «Очень важно правильно изучить рынок. Мы сделали это, чтобы знать заранее: скажется ли на нем кризис или не скажется, полетят люди отдыхать или не полетят, какой продукт будет более востребован – дорогой или дешевый».

По данным STI, самая высокая средняя загрузка по итогам сезона отмечена на программе «Пегаса» - 96%. Сопоставимые с ней показатели зафиксированы на рейсах S7 Airlines: анталийских - 93,3% и даламанском - 93,5%. Средняя загрузка программы Coral Travel, по данным STI, составила 85%.

Оценивая перспективы второго посткризисного летнего сезона, эксперты высказывают близкие позиции. «Потребительский рынок, конечно, готов к увеличению объемов, так как чем больше предложений, тем ниже цены», - считает Елена Фисичко. Анна Подгорная отмечает, что сибирский рынок еще далеко не исчерпал всех своих возможностей: «В Сибири много неохваченных регионов, где есть большие возможности для туроператоров. Сибиряки независимо оттого, как они живут – хуже или лучше, отдыхают всегда». (STI)