Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Госдума перенесла первое чтение законопроекта об электронной путевке

07:08, 17 декабря 2019

Компания «Национальные туристические технологии», которая по поручению правительства занимается аудитом информационной системы «Электронная путевка», планирует завершить процесс к середине апреля 2020 года. В «НТТ» считают, что обязательной путевку нужно делать с осени 2020 года, чтобы следующий летний сезон прошел для рынка без потрясений.

Судьба электронной путевки, реестра турагентств и другие проблемы законодательного регулирования туротрасли в понедельник обсуждались на конференции LegalTravelDay, организованной Центром стратегических разработок Алексея Кудрина, Министерством экономического развития и юридическим агентством «Персона Грата».

«До введения электронной путевки надо сделать ее государственной информационной системой. Мы ждем результаты технического аудита со стороны «НТТ», хотим знать, какие задачи решает система и насколько она соответствует целям, поставленным руководством страны. В том, что она нужна, нет никакого сомнения. Но до того момента, как путевка станет обязательной, нам нужно проделать очень большую работу», – сказала в своем выступлении глава Ростуризма Зарина Догузова.

По словам генерального директора «Библио Глобуса» Ирины Костенко, после того, как компания первой заключила соглашение об интеграции с системой «Электронная путевка», от участников рынка «посыпались миллионы вопросов». «Предполагается, что мы знаем о системе все, но это не так. Нас волнуют те же вопросы, что и весь рынок. Мы хотим участвовать в процессе интеграции, так как у нас высокая техническая оснащенность. Надеемся своим участием, может быть, даже защитить туроператорское сообщество от некоторых перегибов системы», – сказала г-жа Костенко.

Она подчеркнула, что электронная путевка разрабатывалась без широкого участия бизнеса, даже крупного. Однако все участники рынка должны быть в равных правовых условиях – и туроператоры, и турагентства, и те же авиакомпании, многие из которых практикуют на своих сайтах продажу туристических услуг. «Мы пока не знаем, насколько путевка сможет защитить законопослушного туроператора. Что помешает, например, компаниям разделить бизнес, зарегистрировать юрлицо за рубежом и значительную часть объема вывести на отдельные площадки бронирования по примеру того же Hotelbeds?», – обратилась Ирина Костенко к представителям регуляторов.

В результате, по ее мнению, незащищенными окажутся добросовестные туроператоры, и все это приведет к переформатированию рынка. «Нам также хотелось бы услышать понятные сроки обязательного применения электронной путевки. Может быть, все-таки стоит разделить ее на виды туризма и сначала ввести, например, для выездного, на втором этапе для внутреннего и так далее. Это серьезная система, чтобы ее протестировать, судя по нашему опыту использования подобных технологий, нужно время», – подчеркнула г-жа Костенко.

Заместитель генерального директора «Национальных туристических технологий» Константин Якушев сообщил, что сейчас в тестировании системы участвуют 15 туроператоров, и технически она будет готова к эксплуатации в середине апреля 2020 года. При этом законопроект об электронной путевке, который в декабре должна рассмотреть в первом чтении Госдума, предусматривает введение путевки для всех видов туризма с 1 апреля 2020.

«По нашей оценке, это может быть преждевременным. Полагаем, летний туристический сезон 2020 года должен завершиться без обязательного введения системы для туроператоров. По нашему прогнозу, комфортным будет введение электронной путевки для выездного туризма в сентябре 2020 года с отложенным механизмом привлечения к административной ответственности – не ранее начала 2021 года. В отношении иных видов туризма предложения будут рассматриваться на втором чтении в феврале 2020 года», – сообщил г-н Якушев. Отвечая Ирине Костенко, он добавил: если туроператор попытается обойти систему, регулятор получит об этом информацию.

Заместитель министра экономического развития Сергей Галкин подчеркнул, что есть момент, который вызывает особенно много вопросов у туристического сообщества в связи с введением электронной путевки: это вопрос сохранности данных. В правилах функционирования системы написано, что данные принадлежат Российской Федерации и не могут вводиться в оборот без разрешения правительства.

Представитель «НТТ» заверил, что компания обеспечит защиту персональных данных при эксплуатации системы и выполнит все требования приказов 17 и 21 Федеральной службы по техническому и экспортному контролю о защите не являющихся гостайной персональных данных в государственных информационных системах. «Сейчас мы рассматриваем вопросы минимизации затрат туроператоров на интеграцию с системой. Изначально при ее создании были заложены дорогостоящие программные комплексы по защите персональных данных с соответствующими затратами пользователей. Мы планируем сделать защиту максимально комфортной для туроператоров. Те недостатки, которые выявлены, устраним за свой счет. После доработки путевки и аттестации ее как государственной системы мы готовы будем принимать данные от туроператоров в любом формате независимо от того, какой софт они используют», – подчеркнул Константин Якушев.

Он добавил, что в соответствии с требованиями к системе заводить в нее данные смогут и туроператоры, и турагенты. При этом путевка должна быть создана в течение 24 часов после заключения договора о реализации тура и поступления хотя бы одного рубля оплаты от туриста. Как предполагают в «НТТ», система «Электронная путевка» сможет собирать информацию для того, чтобы правильно рассчитывать финансовые гарантии и формировать реестр турагентств.

По словам г-на Якушева, расходы туроператоров на электронную путевку будут складываться из затрат на эксплуатацию и модернизацию системы, объем которых будет учитываться при обосновании размера платы за пользование системой. Ранее стоимость формирования одной путевки оценивался в 200 рублей, но итоговая сумма и порядок ее внесения будут устанавливаться правительством после обсуждения с туроператорами и экспертным сообществом.

«До конца следующей недели будет запущен форум для туроператоров и разработчиков на сайте «НТТ». Участники рынка смогут размещать комментарии и замечания по доработке электронной путевки. Мы считаем, что это снимет многие технические вопросы. Возможно, что некая модель системы, ее прообраз, будет выложен после Нового года», – рассказал Константин Якушев.

По его словам, на 17 декабря в Госдуме было запланировано первое чтение законопроекта об электронной путевке. Но, судя по информации на сайте нижней палаты парламента, профильный комитет попросил отложить рассмотрение документа.

Участники конференции обсудили также проблемы введения реестра турагентств. Гендиректор «Слетать.ру» Андрей Вершинин считает, что реестр решит проблему излишне легкого входа новых агентств на рынок. Глава «Альянса турагентств» Наталья Осипов надеется, что он уберет с рынка безответственные компании. По ее мнению, реестр логично построен: есть договор с туроператором – значит, ты можешь называться турагентом. Г-жа Осипова заметила, что даже просто посчитать агентства сейчас невозможно, так как ситуация на рынке меняется непрерывно, так что при наличии контроля с стороны туроператоров и Ростуризма реестр может быть полезным инструментом.

Глава страховой компании ERV Юлия Алчеева добавила, что реестр турагентств – это не аналог реестра туроператоров, как многие думают. «Это реестр договоров, нормальная практика, которая существует на финансовом рынке. В частности, у каждой страховой компании на сайте есть такой реестр, причем страховщик следит за своими агентами», – сказала она.

Один из организаторов LegalTravelDay, глава агентства «Персона Грата» Георгий Мохов считает, что самые острые вопросы законодательного регулирования туротрасли сейчас – не электронная путевка и реестр турагентств, которые активно обсуждались на конференции, а проблемы, связанные с деятельностью хостелов и отелей, расположенных в жилом фонде. «Ходит прокуратура, жилинспекция, закрывает гостиницы 2-3-этажные. Люди построили гостиницы за $100 млн, а их надо сносить, так как эти объекты невозможно вывести из жилого фонда. Регулирование перешло к жилищникам, комитеты по туризму вообще не причем. Это теперь вопросы соблюдения жилищного законодательства», – подчеркнул он.

По словам г-на Мохова, проблема в том, что лоббисты интересов туротрасли не успевают за деятельностью законодателей. И не могут доказать, что это та сфера, где нужны не запреты, а регулирование.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно