Travelport с 25 октября

Закон принят в третьем чтении. Борьба продолжается

17 января 2007 г. Госдума приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Судя по результатам поименного голосования, ответственность за принятие закона ложится на фракции «Единая Россия» и ЛДПР.

Обсуждение законопроекта на вчерашнем пленарном заседании было недолгим. Основным докладчиком выступал заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрий Барзыкин. Все возможные усилия для внесения дополнительных поправок предпринял независимый депутат Владимир Рыжков. От имени фракции КПРФ предложил не поддерживать законопроект первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Выступил против законопроекта и депутат от фракции «Родина» Владимир Никитин. Отметив, что поддержать проект не позволяет позиция шести десятков регионов от Калининграда до Владивостока, которые прислали свои обращения в Госдуму, он сказал (цитируем по стенограмме): «Причем удивительно, что и исполнительная власть, и законодательная оказались едины в том, что такие размеры финансовых гарантий, они, в принципе, разрушат этот рынок, приведут к крупным процессам его перераспределения в интересах мощных столичных структур. И, казалось бы, может, ничего в этом плохого и нет, но при одном условии: если возрастет защита туристов, возрастет защита самого гражданина, который пользуется подобными услугами. Так вот. Ничего подобного нет. Не сможет человек, вот на чем сейчас спекулируют, где-то застряли туристы, где-то их обманула какая-то компания, фактически их защита оказалась символической, псевдоюридической. Реально человек ничего не получит от срыва тех ил иных обязательств, и это очень крупный недостаток этого закона…».

В роли Жириновского на этот раз выступил другой представитель фракции ЛДПР – Валентин Свиридов, который так же, как его товарищ по партии на втором чтении, произнес пламенную и особо компетентную речь (цитируем по стенограмме): «Мне вот абсолютно непонятна та истерия, которая здесь поднимается в зале коллегами из фракции Коммунистической партии Российской Федерации… Ведь все эти конфликты, которые происходят с задержками чартерных рейсов, с необеспечением безопасности наших туристов, как раз вот эти самые мелкие компании, большинство из которых работают в комнате в четыре квадратных метра, имея на руках всего-навсего один компьютер. Ведь в каждом регионе таких туристических фирм-однодневок тысячи, и уже давно пора навести порядок… Ведь наши люди едут в Турцию и Египет не потому, что им больше там нравится, они бы поехали и к нам на Краснодарское побережье, но не всегда… слетать туда и отдохнуть обходится дешевле, чем в Турции и Египте. В Египет ездит самое большое количество российских туристов, это официальная статистика…»

В целом обсуждение законопроекта было недолгим, все дополнительные поправки депутаты отклонили.

Анализировать закон еще предстоит – юристам, банкирам, страховщикам и самим туроператорам. Но уже сейчас можно констатировать, что законодатели пошли на значительные уступки, и текст законопроекта, принятого в третьем чтении, значительно отличается от варианта, рассматривавшегося во втором.

В два раза - до 5 млн. руб. - снижены размеры фингарантий для выездного и въездного туризма на первый год действия закона. Для внутреннего сумма гарантий осталась та, которая была принята 15 декабря, - 500 тыс. руб.

Изменились сроки введения закона в силу. Первоначально предлагалось, что он начнет действовать с момента принятия. Потом речь шла о 90 днях переходного периода. Турбизнес и, в частности, Российский союз туриндустрии просили на это 6 месяцев. Государственно-правовое управление (ГПУ) при Президенте РФ в своих рекомендациях Госдуме предложило, чтобы закон вступил в силу с 1 июля 2007 г. Депутаты проголосовали за 1 июня, мотивируя это началом туристического сезона.

Из последнего варианта законопроекта исключены абсурдные квалификационные требования к руководителям турфирм. Решение о том, получать или не получать свидетельство о включении в Единый федеральный реестр туроператор может принимать по собственному усмотрению.

Большинство уступок – результат рекомендаций ГПУ, которые были получены Госдумой на прошлой неделе. Этому предшествовало письмо на имя Сергея Собянина, главы администрации Президента РФ, подписанное президентом «ОПОРЫ России» Сергеем Борисовым и президентом Российского союза туриндустрии Сергеем Шпилько. А 9 января глава «ОПОРЫ России» Сергей Борисов направил письмо непосредственно Владимиру Путину. К тексту были приложены обращений других предпринимательских союзов (РСПП, «Деловая Россия», Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства, РСТ и десяти региональных туристических ассоциаций). И, разумеется, огромную роль сыграла работа регионов со своими депутатами, многочисленные обращения во властные структуры и прокатившаяся по России волна пикетов.

Таким образом были сделаны существенные шаги на пути к достижению компромисса с оппонентами законопроекта. Но, конечно, этого недостаточно для решения таких принципиальных вопросов, как установление размеров гарантий, пропорциональных реальной ответственности туроператоров перед клиентами и дифференциация гарантий для выездного и въездного туризма. Так что, большая работа еще впереди.

Кстати, в отношении въездного туризма все мы стали свидетелями беспрецедентного процедурного парадокса. Официально принятое депутатами при рассмотрении законопроекта во втором чтении 15 декабря, зарегистрированное и распространенное средствами массовой информации решение о снижении суммы фингарантий для въезда с 10 млн. руб. до 500 тыс. руб. руководство Госдумы просто проигнорировало. Эта цифра так и не появилась в тексте закона после второго чтения, не обсуждалась и не переголосовывалась ни на повторном втором, ни на третьем чтении.

Текст закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"»